На главной улице Томска есть небольшой музей, впрочем, его вывеска заинтриговывает с первого взгляда. Тут могу с уверенностью сказать, уникальность музея не зависит от его величины и тем более от современного оборудования. Есть нечто такое, что когда заходишь в его двери, то невольно отправляешься в мир прошлого. А если ещё сотрудник оказывается интересным собеседником, то эти часы пролетают как одно мгновения. Как-нибудь я поделюсь своим опытом путешественника в прошлое. В таком островке прошлого я недавно побывал, называется он – Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». И вот что интересно, первая кровь здесь пролилась задолго до того, как здание занял народный комиссариат внутренних дел.
История началась в сентябре 1892 года, когда в архиерейском доме открылась церковная учительская школа. Инициатива исходила от епископа Макария. Он решил оставить память от посещения Томска цесаревича Николая Александровича таким своеобразным способом. В школу принимали детей разных сословий, но с одним условием – наличие голоса. Дело в том, что учащихся обучали церковному пению. Вскоре учебная программа расширилась, и школа грамоты преобразовалась в одноклассную церковноприходскую, а в 1893 году – в двухклассную с четырёхлетним сроком обучения, через два года был открыт учительский класс. В это же время Епархиальный совет решил построить для школы специальное здание.
В школе преподавали Священное Писание, вероучение, педагогику, историю, географию, русский язык, литературу, математику, пение и даже игру на скрипке. Сказка вроде бы продолжалась, но на горизонте уже начали сгущаться тучи.
Епархиальный совет и сам Макарий внимательно следили за школой. Время было такое, неспокойное, в стране подули ветры перемен и даже революционное брожение. Ученики и преподаватели тоже поддались этим либеральным веяниям. Они посещали спектакли, концерты и даже публичную библиотеку П.И. Макушина. Томская газета «Сибирская правда» орган Союза русского народа (национал-монархическая партия консервативного толка) назвала школу местом сбора «кадетствующих батюшек».
С особой благодарностью ученики вспоминали священника Захария Баченина, руководившего школой в 1907 – 1908 гг. За это время слава о школе разнеслась далеко окрест, да так, что на следующий год абитуриенты впервые поступали по конкурсу. Но в 1908 г. ситуация коренным образом изменилась. Пришёл новый заведующий – иеромонах Игнатий (Арсений Дверницкий), между прочим, работавший редактором «Сибирской правды». Он уволил известных в Томске педагогов, исключил 14 учеников. Причины были самыми невинными: игры снежки в Великий Вторник, ношение рубашек красного цвета и т.д. Запретил учителям беседовать с учениками после уроков и даже общение разных классов между собой. Отменил самоуправление, посещение библиотек, концертов, чтение периодической печати и светской литературы, даже сократил расходы на питание. После вольницы такой реакционный режим вызвал большое недовольство учащихся. Последней каплей стало самоубийство одного из отчисленных учеников. В мае 1908 г. ученики Герасим Юринов и Григорий Куимов отомстили за всё, задушив отца Игнатия. Эта смерть всколыхнула город, разделив его на два лагеря. Тысячи томичей шли в похоронной процессии, а вот ученики, преподаватели и другие там не присутствовали. Их точку зрения обнародовали в газете словами сына одного из протоиреев:
«Если бы его не задавили ученики церковной школы, я задавил бы его своими руками».
Военный суд приговорил ребят к повешению, но заменили на двадцать лет каторжных работ. Школу закрыли, видимо, как рассадник вольнодумства, учеников лишили права поступать в другие учебные заведения. А современники стали называть дом «Вертепом крови». Через два года здание передали духовной консистории.
По закону уже совсем не сказочного жанра, дух злодейства не покинул эти стены. Во время Советской власти в подвале была следственная тюрьма НКВД, наверху жили начальники. Потом началась обычная жизнь благопристойного дома - здесь поселились обычные граждане. Но в конце 1990-х гг. подвал вспомнил о чекистах. На этот раз в тесных камерах открылся музей общества «Мемориал», более известный в народе как «Музей НКВД».
Если статья понравилась, ставьте палец вверх. И не забудьте подписаться, дальше будет много интересного.
Ваш В.Л.
Подготовлено по материалам Томского мемориального музея "Следственная тюрьма НКВД".