Найти тему

Томский «Вертеп крови»

Мемориальный музей "Следственная тюрьма НКВД". г. Томск. Фото Всеволод Липатов
Мемориальный музей "Следственная тюрьма НКВД". г. Томск. Фото Всеволод Липатов

На главной улице Томска есть небольшой музей, впрочем, его вывеска заинтриговывает с первого взгляда. Тут могу с уверенностью сказать, уникальность музея не зависит от его величины и тем более от современного оборудования. Есть нечто такое, что когда заходишь в его двери, то невольно отправляешься в мир прошлого. А если ещё сотрудник оказывается интересным собеседником, то эти часы пролетают как одно мгновения. Как-нибудь я поделюсь своим опытом путешественника в прошлое. В таком островке прошлого я недавно побывал, называется он – Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». И вот что интересно, первая кровь здесь пролилась задолго до того, как здание занял народный комиссариат внутренних дел.

История началась в сентябре 1892 года, когда в архиерейском доме открылась церковная учительская школа. Инициатива исходила от епископа Макария. Он решил оставить память от посещения Томска цесаревича Николая Александровича таким своеобразным способом. В школу принимали детей разных сословий, но с одним условием – наличие голоса. Дело в том, что учащихся обучали церковному пению. Вскоре учебная программа расширилась, и школа грамоты преобразовалась в одноклассную церковноприходскую, а в 1893 году – в двухклассную с четырёхлетним сроком обучения, через два года был открыт учительский класс. В это же время Епархиальный совет решил построить для школы специальное здание.

В школе преподавали Священное Писание, вероучение, педагогику, историю, географию, русский язык, литературу, математику, пение и даже игру на скрипке. Сказка вроде бы продолжалась, но на горизонте уже начали сгущаться тучи.

Епархиальный совет и сам Макарий внимательно следили за школой. Время было такое, неспокойное, в стране подули ветры перемен и даже революционное брожение. Ученики и преподаватели тоже поддались этим либеральным веяниям. Они посещали спектакли, концерты и даже публичную библиотеку П.И. Макушина. Томская газета «Сибирская правда» орган Союза русского народа (национал-монархическая партия консервативного толка) назвала школу местом сбора «кадетствующих батюшек».

С особой благодарностью ученики вспоминали священника Захария Баченина, руководившего школой в 1907 – 1908 гг. За это время слава о школе разнеслась далеко окрест, да так, что на следующий год абитуриенты впервые поступали по конкурсу. Но в 1908 г. ситуация коренным образом изменилась. Пришёл новый заведующий – иеромонах Игнатий (Арсений Дверницкий), между прочим, работавший редактором «Сибирской правды». Он уволил известных в Томске педагогов, исключил 14 учеников. Причины были самыми невинными: игры снежки в Великий Вторник, ношение рубашек красного цвета и т.д. Запретил учителям беседовать с учениками после уроков и даже общение разных классов между собой. Отменил самоуправление, посещение библиотек, концертов, чтение периодической печати и светской литературы, даже сократил расходы на питание. После вольницы такой реакционный режим вызвал большое недовольство учащихся. Последней каплей стало самоубийство одного из отчисленных учеников. В мае 1908 г. ученики Герасим Юринов и Григорий Куимов отомстили за всё, задушив отца Игнатия. Эта смерть всколыхнула город, разделив его на два лагеря. Тысячи томичей шли в похоронной процессии, а вот ученики, преподаватели и другие там не присутствовали. Их точку зрения обнародовали в газете словами сына одного из протоиреев:

«Если бы его не задавили ученики церковной школы, я задавил бы его своими руками».

Военный суд приговорил ребят к повешению, но заменили на двадцать лет каторжных работ. Школу закрыли, видимо, как рассадник вольнодумства, учеников лишили права поступать в другие учебные заведения. А современники стали называть дом «Вертепом крови». Через два года здание передали духовной консистории.

Мемориальный музей "Следственная тюрьма НКВД". г. Томск. Фото Всеволод Липатов
Мемориальный музей "Следственная тюрьма НКВД". г. Томск. Фото Всеволод Липатов

По закону уже совсем не сказочного жанра, дух злодейства не покинул эти стены. Во время Советской власти в подвале была следственная тюрьма НКВД, наверху жили начальники. Потом началась обычная жизнь благопристойного дома - здесь поселились обычные граждане. Но в конце 1990-х гг. подвал вспомнил о чекистах. На этот раз в тесных камерах открылся музей общества «Мемориал», более известный в народе как «Музей НКВД».

Если статья понравилась, ставьте палец вверх. И не забудьте подписаться, дальше будет много интересного.

Ваш В.Л.

Подготовлено по материалам Томского мемориального музея "Следственная тюрьма НКВД".