Большие длины фреонопроводов и значительные перепады высот между внутренним и наружным блоком – это одно из преимуществ VRF систем перед другими системами кондиционирования. Но протяжённые и разветвлённые фреонопроводы имеют и оборотную сторону – плохой возврат масла. При работе компрессора часть масла уносится из картера и, преодолев высокоэффективный маслоотделитель, попадает в фреонопровод. В нормальном режиме часть масла всегда циркулирует по фреоновому контуру и в итоге возвращается в компрессор. Но на определённых режимах работы системы масло может остаться в каких-либо ветках системы и испарителях внутренних блоков. В какой-то момент уровень масла в картере компрессора может стать критическим. Дефицит смазки приведёт к быстрому износу трущихся деталей и к поломке компрессора. Поэтому у всех производителей VRF есть специальный режим возврата масла. Режим этот активируется по таймеру. Например, через 4 часа работы системы кондиционирования. Время запуска у разных производителей разное, но объединяет этот алгоритм, то, что напрямую уровень масла в компрессоре не контролируется.
Panasonic в своей VRF применил систему прямого контроля. На компрессорах стоят датчики уровня масла и на основе их показаний запускается режим возврата масла.
Если с уровнем всё в порядке, то не происходит активация «холостых» сборов масла. Запуск по таймеру – «на всякий случай», плох тем, что в этом режиме запускаются все компрессоры, что приводит к перерасходу электроэнергии. Так же во внутренних блоках, находящихся в режиме ожидания активируется электронный регулирующий вентиль и происходит заполнение испарителя фреоном, что приводит к шуму.
Если фреонопроводы проложены без перепада высот и условия работы складываются благоприятно, то система может работать без активации специального режима сбора масла очень долго.
С другой стороны, в случае, когда в системе что-то не так и масло плохо возвращается, система не будет ждать условные 4 часа и работать с дефицитом смазки. При возникновении реальной потребности система активирует режим, например, через 2,5 часа после предыдущего возврата.
В целом прямой контроль уровня масла выглядит логичным и перспективным. Из минусов – это некоторое усложнение системы, добавление дополнительных элементов – сенсоров уровня, исправность и правильность работы которых так же требуется мониторить и контролировать.
Возможно, что это решение будет применяться в следующих поколениях систем у VRF других производителей.