В Хабаровском театре драмы премьера спектакля по пьесе американского драматурга «Знойные мамочки»
Как в каше масла в жизни любви много не бывает. Просто порой за любовь к кому-то мы принимаем любовь к себе – дорогому, самому необыкновенному и ценному на Земле. Казалось бы чего проще? Возлюби другого, как самого себя. Более двух тысяч лет талдычат мудрецы, и что? Возлюбили? Получается это у нас? Одно дело свеченьку поставить, а потом жить, как жил. Другое дело – возлюбить.
Взять пенсионеров. Возлюби их родные по-настоящему, может быть, и не было бы брошенных, дурно одетых и пахнущих - для кого стараться? Презрением и сарказмом этот вечный ужас в платочке на голове со слипшимися от почти векового грязного сала волосиками одними сарказмом и презрением не победить. Тут любовь нужна, обыкновенная, человеческая. Понятно, что и жизнь ценна в любом возрасте. Может потому мы ее так и бездарно профукиваем, что она не куплена, а дана в дар. Что имеем, не храним, как говорится.
Ну и во сколько нужно заканчивать жить? В 60-т? В 50-? В 30? «Сделай хорошо пенсионному фонду - умри молодым!» В этой шутке есть своя доля горькой истины.
А может, хватит нас хоронить? Молодость - скоропортящийся товар, и нас, старперов, всегда будет много. Мы не перестаем влюбляться, мы не перестаем думать и стараемся жить, как можем, хотя, может быть, не с той интенсивностью, как в молодости. Порой и нам - о ужас!- хочется секса, да так, чтобы….. И не стоит фукать и представлять грязные порнокартинки аля «дастиш фантастиш»!
... Название комедии «Знойные мамочки», чья премьера прошла в Хабаровском театре драмы, навевала этот немецкий любовный лозунг. Так и хотелось добавить, допустим, «Знойные мамочки..и сантехник»….или… «Знойные мамочки и доктор»… а может и так «Знойные мамочки и парторг завода или лучше…член профкома»
О пьесе
На территории театрального бывшего Советского Союза пьеса Red Hot Mamas Дэвида Кристнера появилась в 2016-м году, хотя была написана в конце 90-х , а премьера состоялась 1999 году в Австралии. С тех пор нет страны с крепкими театральными традициями, где не поставили бы свою версию этой пьесы и при этом с неизменным успехом.
Сюжет вертится вокруг непривычной для американцев и такого вполне понятной ситуации для россиян, когда под одной крышей оказываются супруги, теща и свекровь. Как говорится два зла в одном для семейной четы. Мы можем быть разного вероисповедания, цвета кожи, у нас могут быть разные гастрономические привязанности и музыкальные вкусы, но что, наверное, объединяет все человечество, так невероятно своеобразное отношение к свекрови и теще. И почему-то они почти всегда –главные враги спокойной семейной жизни. Как там? Хоронили тещи- зять порвал три баяна.
Если в российской традиции обычно ипостаси у тещи-свекрови почти стерты признаки пола в служении домашнему хозяйству ( понятно, когда это крестьянская усадьба, а когда это просто трехкомнатная квартира – в чем подвиг непонятно), то для американцев проблема одна - право на личную жизнь. И в этом чертовски симпатична эта пьеса.
Ивви Адамс (Анжелика Новопавловская) как-то спонтанно, поддавшись состраданию, приглашает пожить в своем доме овдовевшую Черил (Светлана Царик). А ее супруг Дэн ( Максиму Кушников) делает такое же предложение свекрови Клодии (Лидия Феклистова).
Одна – бытовая алкоголичка, вторая повернутая на, мягко говоря, спонтанной свободной любви, и как следствие, домашние скандалы, дележ туалетной бумаги и ванной и прочие атрибуты дамочек, похожих на старых кошек, делящих новую территорию: визга много, даже кровь порой бывает, а толку нет.
Две старушки в мгновение ока делают жизнь своих детей невыносимой.
«В шестьдесят лет женщина должна использовать все свои ресурсы», - говорит Клодия. И старушки используют, не стесняясь ни возраста, ни своих детей. Неприятности? «Последний раз я боялась нарваться на неприятности лет 15 назад, когда у меня ещё были месячные», - отвечает Черил. И дамы в возрасте, сидящие в зале, благодарно кивали головой. Они, добропорядочные хабаровчанки, конечно себе такого позволить не могут в отличие этих американок…. Но женщина на то и женщина, чтобы вне зависимости от возраста быть любимой, а иначе разве имеет жизнь смысл?
Хороши были и Анжелика Нововпавловская, и Лидия Феклистова, но все-таки центровым был образ, созданной Светланой Царик. Диапазон у актрисы огромный – от бурлеска, комедии –буфф, до трагедии, тончайшей психологической акварели. Но все-таки то главное, чем обладает актриса, так это редкий дар- умение влюблять в себя зрителя. А влюбленный зритель разве может уйти со спектакля недовольным?
Режиссер
Петр Орлов, режиссер спектакля «Знойные мамочки» в последний раз был в Хабаровске пятнадцать лет назад.
- В прекрасной форме Светлана Царик, коротая играла в моем спектакле пятнадцать лет назад, появились новые крепкие актеры в театре. Театр живет. Есть ощущение, что и не уезжал из Хабаровска. Надеюсь, что у Хабаровского театра драмы хорошее будущее. Что касается публики...то залы бывают разные. В этом театре на тех спектаклях, которые я видел, почти всегда были полные залы.
-Что такое противный зритель?
- На мой взгляд, противного зрителя нет, а есть, как и артисты, зритель талантливый или неталантливый. Есть зритель, который считывает все, дышит с тобой одним воздухом, а есть зритель, который пропускает вкусные и тонкие моменты…Хотелось бы лучше зрителя, поталантливее.
- Как вы думаете, чем ценна пьеса про мамочек, для чего нужен этот спектакль?
-Для того, чтоб хоть как-нибудь подпитать людей, которые находятся в нерешительном положении: «Что делать дальше? Жить полной жизнью или уходить в тираж, на пенсию?» Многие стоят перед выбором: как же поступать так, чтобы не выглядеть смешным, не показаться назойливым, навязчивым, не мешать жить другим. С другой стороны проблемы и у детей: что делать со стариками? Как с ними жить? Этот спектакль- глоток воздуха. Может он кого-нибудь подтолкнет поменяться. Иногда так бывает, сходил на спектакль и какая-то психологическая ячейка открылась. Надежда на это. Говорят, что театр не меняет человека, что театр ставит диагноз. Я же верю, что театр должен влиять на людей и должен менять жизнь. Даже если изменится жизнь одного человека, значит, не зря существует театр. Как сказал писатель Федор Абрамов, нужно будить в человеке человека.
Юрий Вязанкин