Рассказываем, что скрывает творчество музыканта.
Постмодернизм не описать в двух словах. Это философское течение, искусство, литература, стиль жизни. Для него свойственны пародия, самопародия, ирония и использование подтекстов. По сути, постмодернизм — переосмысление вечных тем, пересказ на новый лад своими словами. Искусство стало общедоступным, а художники не стремятся удивить мастерством. Они не признают авторитетов, иерархий, деления на жанры и поджанры, миксуя все в гремучую смесь. Наполняют ее аллюзиями на прошлые произведения культуры или своими личными переживаниями. Постмодерн так плотно вошел в нашу жизнь, что теперь любой творец современной культуры невольно становится постмодернистом.
Постмодерн в оформлении альбома. Яркие цвета и пародия на портрет, который всегда был одной из классических тем для традиционной живописи
Отражение в творчестве Дельфина
Андрей Лысиков ака Дельфин — российский музыкант и поэт. Он смело экспериментирует со стилями, смешивая в одной композиции хип-хоп и альтернативу. Как и любой другой постмодернист, Лысиков использует разные способы выражения. Добавляет к песням фотографии, рисунки, видеоклипы. Они не просто создают визуальный ряд, а дополняют песни смыслом. Так, в 2009 году Дельфин создает проект «Туннель» — саундтреки для книги Дмитрия Глуховского «Метро 2034».
«Вопросы, которые задает Дельфин, терзают каждого думающего. У него достало смелости высказать и сформулировать этот манифест. Как я и ожидал, сотрудничество с Лысиковым раздвигает рамки романа, придавая ему новые измерения»
Дмитрий Глуховской о работе с Дельфином.
Концерт в Korston Club Hotel, 2018 год. Фото: Екатерина Андреянова
В поэзии Лысикова прослеживаются черты антропологического пессимизма (мысли о том, что человек бессилен перед угрожающей действительностью). Подобное характерно для постмодернизма в литературе:
«Я время убивать не стану — Все равно оно убьет меня, Стрелкой секундной ковыряя рану, Разрывая ее края»
Дельфин, «Мало»
«Мы разрываем руками гробы Пушкиных и Толстых.
Готовы к любым поворотам судьбы, Кроме страниц пустых».
Екатерина Воротынцева, «Не доросли и до права голоса»
Обложка к песне «713», из альбома «442»
Тексты Дельфина гипер-чувствительны, что свойственно постмодернистскому творчеству. Мир в песнях Лысикова предстает огромным и хаотичным, а законы, по которым развивается время и пространство, условны. Тексты Дельфина создают в воображении странную картину. Прошлое и будущее в них — сплошной круговорот, а пространство умышленно лишено структуры и своим сюрреализмом напоминает полотна Босха.
«Ей нравится видеть, как время меняет,
Что будет на все то, что было»
Песня «Сахар»
«Капроновых рыб цветные зонты,
В бензиновой радуге стынут дома.
Ты — все, что осталось от красоты:
Костлявая осени нагота»
«Капрон»
Нет единого толкования творчества Лысикова. По сути, каждый понимает исполнителя, музыку, стихи и визуальное сопровождение по-своему. В этом тоже проявляется черта постмодернизма. Такой синтез искусств создает нового читателя, который трактует смысл услышанного самостоятельно и создает маленькое произведение внутри себя.
Концерт в клубе GIPSY. Фото: Дмитрий Семёнушкин
Остатки постмодерна
Почти год назад Дельфин выпустил новый альбом «Четыреста двадцать два». Пластинка получилось политизированной, но, как и прошлые работы музыканта, наполненной аллюзиями и абстрактными образами.
В 2019 году Андрей Лысиков выпустил «Детскую книгу». Ее страницы буквально оживают в приложении дополненной реальности, создавая причудливые мультфильмы.
Смешение жанров и способов исполнения, непризнание канонов и авторитетов, гипер-чувствительность текстов и уникальное для каждого слушателя смысловое наполнение — все это проявление постмодерна в творчестве Дельфина.
АВТОР: МИЛЕНА ПАЗИНА
РЕДАКТОР: НИКИТА ЕФИМОВ
КОРРЕКТОР: ПОЛИНА ЕЖОВА