Найти тему

ЧА53. Откуда берется пассионарность?

Про Льва Гумилева слышали практически все. Он ввел понятие пассионарности для того, чтобы объяснить, откуда берется движущая сила этносов и в конечном итоге истории. Вот это определение:

http://www.witrina.ru/node/37

Пассионарность - количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению.

* Пассионарность выше нормы («пассионарность» в узком смысле) проявляется в поведении, как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак.

* Пассионарность на уровне нормы (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой.

* Пассионарность ниже нормы (субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству.

Гумилев считал, что пассионарность возникает благодаря космическим излучениям, что существуют пассионарные толчки, идущие из космоса, а передается половым путем.

В последние столетия пассионарных толчков наблюдается мало, а вот раньше их было много.

Исходя из теории ритма жизни, хочу предложить собственную версию объяснения всех вышеперечисленных понятий.

Давайте рассмотрим это на примере. Никто не будет отрицать, что Чингсихан был великий пассионарий. Давайте подумаем, как бы сложилась его жизнь в современной Европе.

Во-первых, татары не отравили бы его отца, он бы вырос в полноценной семье, что уже бы сгладило его жизненный ритм. Во-вторых, он бы ходил в школу и церковь и там ему бы навязали такой же ритм жизни, как и у прочих людей. На него бы давила окружающая среда. И если бы он убил брата, его бы тут же посадили в тюрьму. Навсегда. И тоже самое произошло бы с любым пассионарием ( и происходит сегодня). Общество защищается от таких людей, и чем выше уровень развития, тем сильнее защищается. Происходит это как бы само собой.

В общем, никаких космических пассионарных толчков не бывает. Пассионарии есть всегда. Но могут они себя проявить только тогда, когда рушится общество, государство, страна, народ.

Пассионарность не передается половым путем. Просто дети пассионариев растут в более свободной среде, чем их ровесники. Вспомним революции бастардов в средневековой Европе – они были выблядки, незаконнорожденные, выросли в иной среде, с другой психологией, чем их сверстники из благополучных семей. На них не так давило общество.

Народы создаются не путем взаимодействия с ландшафтом. Народы создаются путем искусственного отбора в первую очередь прародителем, а затем идет уже отбор средой. Среда является фильтром, который отсекает нежизнеспособные элементы. То есть это евгеника в чистом виде.

Яркий пример –Чечня. Там не было никакого космического толчка, зато развалилось государство и в руки людей попало много оружия. То-то явилось пассионариев! За годы войны народ прошел через ощутимый фильтр. К счастью, война шла не слишком долго, чтобы там появился новый народ. Это должно пройти поколение-два.

Если бы в Рязанской области или в Еврейской АО людям попало в руки столько же оружия, а структуры развалились, то и там был бы пассионарный толчок.

Заодно хотел бы разобраться с таким понятием, как «вызов», которое ввел Тойнби. Исходя из теории ритма жизни, становится ясно, что никакого такого вызова нет и быть не может. Существует только внезапные изменения условий существования, которые играют роль фильтра по отношению к обществу, этносу, государству и так далее. Чаще всего, они гибнут, так и не поняв, что случилось. В них уже до вызова есть зерна выживания или гибели. «Вызов» не объективное, а субъективное понятие.

Однако это понятие является жизнеспособным, начиная с определенного уровня саморазвития общества, когда народ становится субъектом истории, живым организмом. Тогда он должен думать о том, не упадет ли завтра на голову метеорит и проч. Россия этого уровня пока не достигла, к сожалению. Для нас пока вызовов нет.