Честное слово, я не планировал становиться серийным критиком «Игры престолов». Не сдержался только после второго эпизода и нелепой смерти Короля ночи и вот теперь.
Потому что если раньше нас шокировало убийство персонажей, то теперь шокирует хладнокровная расправа над логикой, здравым смыслом и сюжетом.
Центральной темой предпоследнего эпизода «Игры престолов» стало превращение Матери драконов в Адольфа Таргариена, ту самую «Безумную королеву», которой она так боялась стать. Интересно, что сейчас чувствуют все те американцы, которые назвали своих новорожденных дочерей Кхалиси?
Опять же, проблема не в выбранном повороте сюжета («Мартин же одобрил!» — аргумент сторонников), а в том, как он обоснован. Возмущало не то, что Короля ночи убила Арья Старк, а то, как это произошло. Возмущает не то, что Дейенерис перешла на тёмную сторону Силы, а то, как это произошло.
Потеря ближайших соратников, размолвка в отношениях с любимым, ощущение изолированности в чужом мире — всё это хорошие причины для нерациональных и жестоких решений. Но есть одно «но»: это прокатило бы, если бы мы не наблюдали за Дейнерис семь предыдущих сезонов.
Это ведь она освобождала рабов на другом континенте, старалась обходиться малой кровью при завоевании городов и всегда подчёркивала, что не хочет стать такой, как её отец. Сценарий не представил ей моральной дилеммы «сесть на железный трон vs сохранить жизни невинным людям», потому что устроить из Королевской гавани вторую Хиросиму она решила уже после того, как город пал к её ногам. Она победила и в ту же секунду сошла с ума.
Какая мотивация может за этим скрываться? Превращая город в руины, она не мстила Серсее (что той до жизней обычных людей?) и не обозначала свою правоту. Это решение, будь оно хоть сколько угодно импульсивным, было деструктивным для неё во всех отношениях.
Оно было притянуто за уши. Сценаристы проставили точку А и точку Б, но поленились внятно объяснить, почему персонаж перешёл из одного состояния в другое. Так же, как они поленились что-то объяснять по поводу Короля ночи, Брана и многих других.
Хотя у меня теперь есть теория: Дейнерис — вот кто на самом деле Король ночи. Во-первых, она подобралась куда ближе к уничтожению человечества, чем Самый Главный Злодей Сериала. (Она как бы сказала Королю ночи: «подержи моё пивко мой стаканчик из Старбакса»). Во-вторых, она явно обладает возможностью поднимать мёртвых, иначе почему с каждым эпизодом количество дотракийцев и безупречных увеличивается?
К чему были все эти промежуточные сопли о том, что после битвы за Винтерфелл войско Дейенерис слишком потрёпано, чтобы сыграть выездной матч с войском Серсеи? Выражаясь старым геймерским языком, дотракийцы и безупречные начали респавниться в завидном темпе, но даже если бы они вообще не пришли к Королевской гавани, это было бы не важно. Ведь для уничтожения столицы потребовался один дракон.
Ещё совсем недавно казалось, что завалить дракона из фэнтезийной системы ПВО не так уж сложно — для вывода из строя двух крылатых змеев потребовался бросок примороженного чемпиона по метанию копья да арбалетная система Эурона Грейджоя (Брон тоже попал, напомним).
Но Дрогон — совсем другое дело. Его магия настолько сильна, что превращает всех людей в десантников Империи из «Звёздных войн». Меткость на том же уровне. Полыхая бронебойным огнём, от которого дерево и камень не просто плавятся, а прям взрываются, Дрогон в одну драконью рожу уничтожил всю так называемую огромную армию, охраняющую столицу. Войско Золотой компании — курам на смех, погибли ещё более бездарно, чем Король ночи.
Интересно, сколько времени ушло у Лины Хейди, чтобы отсняться в последнем сезоне? 15 минут? «Лина, посмотрите, пожалуйста пронзительно вдаль с этого балкона. А теперь вот в камеру с другого балкона. Всё, спасибо».
Лучшим боем эпизода стал поединок, который американцы прозвали Clegane Bowl — Кубок Клиганов. Но и там не обошлось без заимствований. Практически воспроизведя фразу Брэндона Ли из фильма «Ворон» «don’t you ever fucking die?», Сандор вместе со старшим братом полетел вниз — ну, совсем как Гарри Поттер с Воландемортом.
Там ведь действительно могут быть какие угодно персонажи, потому что те, которых мы наблюдали в течение семи сезонов, давно уже умерли. В стремлении натянуть сову на глобус сценаристы не жалели персонажей и всю логику их развития. Арья весь сериал мечтала убить королеву, попавшую в её Список? Плевать, одна фраза Сандора — и вот уже мотивация резко изменилась. Джейме последовательно добрел? Плевать, он должен умереть в объятьях сестры, чего бы это ни стоило.
Как падающие кирпичи, персонажи просто перемещались в пространстве без какой-либо аргументации. Какая ирония, что именно тонна кирпичей убила Джейме Ланнистера (а не ты, Эурон) и заняла место на Железном троне. Она как бы символизируют, что вышло из нас самих при просмотре последнего сезона.
Говорят, что шоураннеры «Игры престолов» приготовили альтернативную концовку. А альтернативного сезона у них для нас не найдётся?