Утешение, которым должны довольствоваться те, кто ничего не имеет.
Виктор Гюго написал роман "Человек, который смеется" в 1869 году. Как и во многих прочих своих произведениях, в нем он продолжает отстаивать права обездоленных, призывает к справедливости и милосердию. Чего так не хватало как в XVII-XVIII веках, описываемых в книге, так зачастую и после.
Проводниками его мысли служат герои с нелегкой судьбой. Странствующие актеры, фигляры, они путешествуют по английским землям и дают представления, пожиная те крохи, что несет им нищий народ. Но они не клянут судьбу, нет, они благодарят природу, что та дала им друг друга. Окружена ли слепая юная Дея лишь тьмой? Нет. Ее солнце это Гуинлипен. Сокрушен ли Гуинлиплен своей отверженностью от мира? Нет. Его вселенная — это Дея. Вместе они идут через окружающий их "мир тьмы"— мир простого народа.
Епископы, пэры и принцы, знайте же, народ — это великий страдалец, который смеется сквозь слезы
Через все произведение проходит противопоставление народа лордам. Королю и пэрам безусловно достался "мир света". Они живут в роскоши и распутстве. В золоте и бархате они озабоченны лишь стяжанием новых богатств. К их ногам сложенны все радости жизни. Без каких-либо границ и ограничений.
Именно жертвой вседозволенности и тщеславия стал Гуинплен.
Компрачикосы, они же торговцы детьми — отголосок рабства в Англии тех лет. Но их деятельность куда страшней работорговли. Движимые жаждой заработать на низких желаниях людей, на народе, не отягощенного моралью в современном понимании этого слова, эти банды превращали купленных детей в жутких уродцев, карликов. Искажали их привычные черты лица. Делали из них гротескных чудовищ для увеселения толпы и аристократии.
Лицо Гуинплена изменили именно такие люди. Оставив ему взамен "маску смеха". С вечно улыбающимся лицом главного героя перестают считать даже человеком. Его мнение не существует для окружающих, его слова - мусор. Он всего лишь шут. Игрушка для увеселения.
Я чудовище, говорите вы? Нет, я — народ. Я выродок, по-вашему? Нет, я — все человечество.
Не единожды вы прочтете подобные слова. В романе Гуинплен явственно олицетворяет простой народ. Бедняки, нищие, все кто стонет под правлением короля и аристократии. Не в силах молвить в свою защиту, люди влекут жалкое существование. Это все видит главный герой. На последних страницах романа Гуинплен пытается открыть глаза лордам. Пытается уличить их в преступном пренебрежении народом. Но тщетно. Его собственное лицо безудержным смехом разбивает все его попытки. В глазах палаты лордов, он оказался всего-лишь шутом. Хозяева жизни лишь презрели его слова.
Но посмотрели бы лорды как-то иначе на любого другого человека, низшего сословия, сказавшего те же слова? Нет.
Роман «Человек, который смеется» расскажет нам о борьбе между добродетелью и распутством. О человеческих заботе и пренебрежении. О том, что может вынести душа.