Давным-давно читал статью о нескольких стадиях службы работника на предприятии. Дословно не помню, как они назывались, но суть состояла в следующем:
Стадии в работе сотрудника на предприятии
1. Привыкание (адаптация);
2. "Рыба в воде" (когда сотрудник научился успешно справляться с обязанностями и ему это интересно);
3. Усталость (затухание).
Первая стадия обычно длится до трех месяцев. Вторая стадия - 3-5 лет. Третья стадия - год, два, три, пять и т.д. вплоть до увольнения или перевода на другую должность или в другой отдел.
Мы не зря заговорили про эти стадии. Грамотный руководитель всегда должен отслеживать на какой стадии находится каждый из его сотрудников. Если затянулась первая стадия - нужно выявлять причины и может быть придется расставаться с сотрудником. Если подчиненный на пике своей второй стадии, задача руководителя не губить эйфорию от работы своего сотрудника и всячески его поддерживать. Если сотрудник находится на третьей стадии и прекрасно видно, что он "затухает", то необходимо пуститься в анализ и принимать решения.
Итак, вы понимаете, что ваш работник устал. У него пропал блеск в глазах, он больше не выполняет свою работу так, как раньше. Эффективность его труда падает.
Во-первых, необходимо принять тот факт, что это нормально. И причина может быть "не в вас и ни в нем", а в человеческой психологии. Одно и тоже часто повторяющееся действие надоедает (за некоторыми исключениями). Сотрудник банально устал и хочет чего-то нового. Ваша задача это распознать.
Во-вторых, причина может быть в вас, как в руководителе. Ваша задача критически оценить свои действия и свое отношение к данному сотруднику. Может быть вы взвалили слишком много работы на сотрудника, добавили те задачи, которые не входили в его полномочия. Или наоборот, вы не доверяете своему работнику и не ставите перед ним сложных задач. Вполне может оказаться, что ваши поручения не имеют итога, а "работу ради работы" люди часто не переносят - многие из нас хотят результата.
В-третьих, причина кроется в самом работнике. Он вполне мог достигнуть пика своей карьеры, когда выполнение всех его обязанностей осуществляется без всяких сложностей и проблем. В конце концов, его работа может превратиться в рутину и надоесть. Причина может скрываться и в том, что работнику банально наскучила эта работа, и он хочет перемен. Вполне могут быть и причины семейного толка, и его домашняя усталость накладывается на работу.
Прежде, чем перейти к практическим советам, предлагаю ознакомиться с моим исследованием, которое я провел за последний месяц. Исследование получилось небольшим, но оно прекрасно отображает суть изложенного.
Я опросил пятьдесят человек и каждому из них задал три вопроса.
1. Сколько лет вы работаете на своей последней работе?
2. Довольны ли вы своей работой: да или нет?
3. Если нет, то почему?
Ответы на первый вопрос разделились следующим образом:
1-5 лет - 13 человек;
больше 5 лет - 27 человек;
до года - 0.
К сожалению, мне не попались люди, которые сравнительно недавно устроились на работу. Но для нашей статьи это и не так важно.
Перейдем ко второму вопросу:
Доволен - 18 человек;
Не доволен - 32 человека.
И самое важное, что из первой категории первого вопроса (1-5лет) - довольны 11 человек, недовольны - 2. А из второй категории (больше 5 лет) - довольны 9 человек, а не довольны - 23.
Оказалось, что фактически 70%! из второй категории недовольны своей работой, то есть это каждый третий.
Это исследование нам показывает, что люди после пяти лет работы оказываются на третьей стадии, то есть устают и затухают. Фактически они достигают пика своей карьеры, а дальше жаждут перемен.
Почти об этом же нам говорит доктор экономических наук И. В. Липсиц. В школьной литературе, когда он повествует о человеке на рынке труда, значится, что для любого человека любой страны нормально "оглядываться по сторонам" и искать работу там, где интереснее и много платят. Он приводит пример, что в США люди за свою рабочую жизнь меняют работу около 10 раз и средний их стаж на одном месте - 3,6 лет. Но я бы добавил, что люди меняют работу не только из-за лучших условий, но и из-за своей усталости.
Но не на каждой работе есть возможность перейти на иную должность или в другой отдел, а задача руководителя не допустить утечки грамотных кадров.
Так какие действия необходимо применить руководителю, чтобы удержать сотрудника на своем рабочем месте?
1. Забудьте про метод "кнута и пряника". На третьей стадии он не работает. Мотивируйте своего работника "мнимым повышением".
Что это такое? Предположим, ваш работник продает станки. Встречаются клиенты, которые по тем или иным причинам оказываются не довольны. По сути, в его обязанности и так входит работать с ними, но назначая вашего работника "начальником по проблемным клиентам" вы автоматически наделяете его дополнительными полномочиями, которые якобы очень важны для организации. "Мнимое повышение" обычно не предполагает увеличения заработанной платы, это исключительно психологический трюк.
2. Корпоративная культура. Это очень важный инструмент в управлении персоналом. Совместное времяпрепровождение помогает расслабиться, лучше узнать друг друга, урегулировать конфликты между персоналом, а также "спустить" накопившуюся негативную энергию.
3. Приятные бонусы. Не бойтесь давать своим сотрудникам немного большего. Например, при острой необходимости отпускайте сотрудников раньше окончания рабочего дня и не заставляйте эти часы брать в счет отпуска или делать их административными. Подарите работнику выходной, если видите, что это необходимо. Объясняйте это искренним желанием помочь и ни в коем случае не говорите, что вы не довольны его работой и поэтому заставляете отдыхать.
4. Больше общайтесь с сотрудниками и ненавязчиво узнавайте, что происходит в их личной жизни. Возможно, вы станете тем самым "плечом", куда со слезами обратится ваш подчиненный. В таком случае, вы превратитесь из руководителя в надежного наставника, и ваш сотрудник будет вам предан.
5. Держите своего сотрудника в тонусе. То есть не давайте ему расслабиться. Люди должны работать на доверии, но знать, что их действия контролируются. Возможно, что некоторым работникам как раз-таки и необходим чуткий контроль, чтобы они "не закисали" на работе.
6. Перевод на другую должность или в другой отдел. Все же, если есть такая возможность и ваш сотрудник готов к переводу, то не бойтесь пойти на такой шаг. Ваш сотрудник будет вам благодарен. Но не допускается обмен обязанностями. Например, нельзя менеджера по рекламе переводить в менеджера по продажам и наоборот.
7. Улучшение условий на рабочем месте ("скрытый пряник"). Иногда, этот метод работает, но его можно оставить в качестве "запасного". Например, смена компьютера, офисного кресла или покупка кофеварки в комнату отдыха иногда могут вернуть работнику интерес к работе.
Мы перечислили самые важные на наш взгляд методы, но для каждого работника они могут иметь нюансы или быть другими. Делитесь в комментариях на какой стадии работы вы находитесь, как к вам относится ваш начальник и чего бы вы хотели поменять в своей работе или что вам необходимо, чтобы вернуть интерес к работе. Пишите свои истории, это будет всем очень интересно.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и делитесь статьей с друзьями. Это помогает каналу развиваться.