Найти тему

Французская подводная лодка "Mariotte" - плавающая зубная щетка

                                                          Французская субмарина "Mariotte"
Французская субмарина "Mariotte"

Подводные лодки начала XX века отличались спартанскими условиями существования экипажа, а так же довольно часто странным внешним видом. Одной из самых странных субмарин этого периода является французская "Mariotte", названный по форме корпуса - Brosse à dents или зубная щетка.

Предыстория

Первые французские подводные лодки аналогично многим другим подводным лодкам в то время были не самыми хорошими. Небольшие по размерам, плохо вооруженные, с ограниченной дальностью и низкой скоростью. Они обеспечивали экипажи только минимальными комфортными условиями для функционирования. Служба на таких субмаринах была не только сложной, но и исключительно обременительной.

В 1906 году министерство военно-морского флота Франции решило организовать конкурс на проектирование новой подводной лодки, которая должна была иметь большую вместительность, корпус лучшей формы, обеспечивающий более высокую скорость, особенно на поверхности, и более продуманную и просторную внутреннюю планировку.

                                                     Французская субмарина "Mariotte"
Французская субмарина "Mariotte"

Согласно предположениям, субмарина должна сопровождать надводный флот, поэтому он должен был достичь высокой скорости на поверхности.

В конечном итоге из представленных предложений был выбран проект Чарльза Радигера. В его планах было построить 65-метровое судно водоизмещением 545 тонн. Характерной особенностью проекта подводной лодки была надстройка в передней части корпуса, в которой были размещены каюты и дополнительные помещения, используемые только во время движения на поверхности.

"Mariotte" - плавающая зубная щетка

Заказ на создание субмарины был официально подан 31 декабря 1906 года. Структурная ось каркаса субмарины была создана 30 марта 1908 года, а сам спуск на воду состоялся 2 февраля 1911 года.

Субмарина получила название "Mariotte", в честь французского физика - ботаника Эдме Мариотта. В длину она была 64,75 м, надводное водоизмещение составляло 545 тонн, а подводное 664 тонны. В движение субмарина приводилась двумя дизельными двигателями общей мощностью 1400 л.с. и двумя электрическими двигателями общей мощностью 1000 л.с. Они обеспечивали максимальную скорость 14,2 узла на поверхности и 11,7 узла под водой. Глубина испытания при погружении составила 35 м.

                                                             Французская субмарина "Mariotte"
Французская субмарина "Mariotte"

Вооружение состояло из четырех носовых торпед калибра 450 мм и двух внешних пусковых установок также калибра 450 мм. Экипаж состоял из 32 офицеров, унтер-офицеров и моряков. Важно отметить, что большинство членов экипажа имели кровати в виде дощатого настила или гамаки, что значительно повышало комфорт обслуживания.

Еще до того, как субмарина была принята на вооружение, у нее возникали проблемы с оборудованием. На момент спуска был установлен только один электродвигатель, поскольку другой был возвращен на завод из-за обнаруженных неисправностей. Сто касается дизельных двигателей, то они и вовсе не были доставлены на верфь в Шербуре, где была изготовлена подводная лодка.

Несмотря на все это, субмарина прошла испытания, которые продолжались до начала 1913 года. За это время она была полностью до-укомплектована недостающими компонентами и двигателями. Во время испытаний Мариотта достигла очень хорошей подводной скорости (установив рекорд скорости французских подводных лодок на последующие 35 лет) и удовлетворительной надводной скорости.

Несмотря на постоянные проблемы с двигателями и обнаруженные дефекты, 5 февраля 1913 года субмарина официально вступила в строй. Служба "Mariotte" была не слишком насыщенной. Ввиду определенных проблем с двигателем, она неоднократно возвращалась на верфь для ремонта.

                                              Модель французской субмарины "Mariotte"
Модель французской субмарины "Mariotte"

Заключение

После начала Первой мировой войны субмарину "Mariotte" перевели в Средиземноморскую эскадру где она и патрулировала у побережья Прованса. В июле 1915 года субмарина должна была провести операцию по проникновению в Дарданеллы . Операция началась в ночь с 26 на 27 июля 1915 года. Подводная лодка должна была пройти под минным полем рядом с Чанаккале - морским портом в Турции, но один из винтов запутался в линии минных заграждений и был вынужден всплыть.

Субмарина была немедленно замечена турками, которые открыли огонь с близкого расстояния. Командир Мариотты решил сдаться. Прежде чем турецкие солдаты пришли на субмарину, французские моряки уничтожили секретные документы и потопили подводную лодку, чтобы она не была захвачена противником. Таким образом краткая служба французской «плавающей зубной щетки» подошла к завершению.

Если Вам было интересно, то поставьте лайк и сделайте подписку на канал. Впереди будет много интересного! Мирного Вам неба над головой