Этот замечательный музыкальный фильм, ставший любимым у нескольких поколений, режиссёр Ян Фрид снял в 1977 году. Фильм получился лёгким и воздушным, он смотрится на одном дыхании и создаётся впечатление, что и снимался он так же легко.
Но это не так. Первое время съёмки проходили очень тяжело, да и подбор актеров практически на все роли был очень непростым.
Вот только несколько вариантов кинопроб к фильму.
Так, на роль Дианы первоначально предполагалось назначить Ирину Мирошниченко. Пробовалась на эту роль и Людмила Чурсина.
Обратите внимание на Теодоро на втором снимке. Совершенно верно, эту роль пробовался Олег Янковский. Согласитесь, что с ним фильм получился бы совершенно другим!
А на третьей фотографии мы видим уже утверждённую на роль Дианы Маргариту Терехову и неутверждённого на роль Теодоро прибалтийского актёра Гирта Яковлева. Кстати, на роль Теодоро пробовался еще и Олег Даль.
Престарелого графа Лудовико мог бы сыграть Георгий Вицин - мы видим его на третьем фото. А на роль маркиза Рикардо был практически сразу утверждён... Михаил Боярский (четвёртая фотография).
Непросто было и с режиссёром. Ян Фрид всю жизнь мечтал снимать музыкальные фильмы, но практически всю жизнь занимался документалистикой. "Собаку на сене" он видел его именно чистой комедией, чем-то водевильным, опереточным. Но текст пьесы явно выбивался из такой концепции. Решительно против была и Маргарита Терехова.
Говорят, ссоры и споры на между режиссером и актрисой на съёмочной площадке были весьма громкими. Но Тереховой удалось настоять на своём и в результате фильм получился и глубже и трогательнее, чем изначально планировалось. Рассказывают, что Ян Фрид перестал спорить, когда стало понятно, что "материал пошел".
Одной из последний "спорных" стала сцена, в которой Диана бьёт Теодоро по лицу. Режиссер хотел, чтобы Диана лишь легко коснулась веером лица секретаря. Терехова же считала, что в таком случае сцена получится неубедительной. За поддержкой она обратилась к наблюдавшим за съёмками экскурсантам (съёмки проводились в Ливадийском дворце Крыма, при этом экскурсии по нему продолжали водить). Мнение "группы поддержки" было единодушным, в результате Диана, войдя в роль, действительно разбила нос бедняге Теодоро. Так что кровь в фильме вполне настоящая.
После этого эпизода актёры, наконец, перешли на "ты".
Нельзя не упомянуть и костюмы. Фильм, как уже было сказано, снимался в 1977 году, в период дефицита. Многие костюмы переходили из фильма в фильм. Черный камзол секретаря, в котором Михаил Боярский снимается почти весь фильм, имеет вполне благородное происхождение.
До него в этом костюме снимался Иннокентий Смоктуновский, игравший принца Гамлета.
А камзол Маркиза Рикардо, в котором красуется герой Николая Караченцова, уже через год "переедет из Неаполя в Париж" и достанется Атосу Вениамина Смехова.
Ну и еще немного интересных фактов, чтобы не растягивать статью до размеров докторской диссертации.
Именно благодаря роли Теодоро Михаил Боярский вскоре получил и другую свою, не менее знаменитую, роль - д’Артаньяна. Юнгвальд-Хилькевич запомнил его именно по этой роли.
Кстати, Боярский поёт в фильме и за Теодоро, и за графа Федерико (играет Игорь Дмитриев) и, частично, за Тристана (Армен Джигарханян).
А Диану и Марселу объединяют не только любовь к секретарю, но и общий голос - за обеих в фильме поёт Елена Дриацкая.
А еще, это был первый фильм, в котором запел Николай Караченцов. Кстати, подпевали ему артисты Ялтинской самодеятельной Народной оперы.
Возможно, вам также покажется интересным:
Альтернативные мушкетёры
Грязные танцы
Дуэнья
Ален Делон попрощалася со зрителями
Советские хоббиты
Юнона и Авось
"Пегас Удачи" - любимый реквизит Мосфильма
О лорде Байроне (и не только о нём)
Ну и традиционное напоминание - не забудьте поставить лайк автору!