Никогда не думала, что наши с Магриттом пути когда-нибудь пересекутся. Где я, а где Магритт! И вдруг — раз — и ты уже дышишь в затылок человеку, который не мыслим без котелка и яблока.
Эта встреча стала возможной благодаря тому, что в Хельсинки начал работать «музей под землей» Amos Rex. Любопытна история его создания. Счастливое стечение обстоятельств!
Во-первых, когда-то Амосом Андерсоном (меценатом, бизнесменом, публицистом) был основан музей с богатой коллекцией. Во-вторых, в центре был построен Стеклянный дворец — «Lasipalatsi», в котором располагались ресторан и кинотеатр Rex. Хотели даже в какой-то период снести это здание, как немодное. А потом решили совместить с выставочным залом, углубившись под землю.
Эта площадь получила в свое время звонкое название «Наринка», и не случайно оно близко нашему уху, потому что образовано от нашего «На рынке». Здесь когда-то торговали своими товарами русские купцы.
Потом долгое время эту площадку занимал автовокзал, который переехал под торговый центр «Kamppi», а территорию решили отдать музею, и ее тут же полюбили дети и молодежь: так прикольно заглядывать на любителей искусства сквозь эти лунные кратеры, катаясь по ним на скейтах, например.
Из музея сквозь эти кратеры тоже занятно наблюдать за детьми. Но приходят сюда, конечно, не за этим. Летом прошлого года музей открыл свои двери под новой вывеской. И сейчас тут экспонируется уже не первая привозная выставка. Были японцы со своими грандиозными техно-замыслами, сейчас — Рене Магритт и гости из Амстердама «Studio Drift».
Когда обновленный Amos Rex только начал работу, очереди выстраивались на улицу, как в Эрмитаж. Люди по часу стояли. Нам же сейчас повезло провести в ожидании всего 25 минут. При том, что здесь не бывает, как в других музеях, Дня открытых дверей, когда всех пускают бесплатно, отбою от посетителей нет. Так что правильно, что они не проводят такие дни, а то бы, наверное, в залах вообще было не протолкнуться.
Мне было приятно, что в залах очень много русскоязычных туристов. Была даже группа с экскурсоводом. Впрочем, пока буклеты о деятельности музея печатают по-прежнему только на финском, шведском и английском языках.
Администрация уверяет, что если русскоязычных станет больше, то буклеты будут дублироваться и на русском языке. Пока же английские буклеты расхватываются в первую очередь — ведь туристам из разных стран они предпочтительнее.
Магритт и голландцы уже 19 мая завершат свою работу, что жаль. И если Магритт известен, просто даже в интернете можно найти его работы, то познакомиться со «Studio Drift» было бы мне крайне затруднительно, если бы я не увидела их в музее. Представьте: висит бетонный блок над головой. Висит и гудит.
Он плывет над тобой безо всякой поддержки. Ощущение космическое. Особенно, когда ты стоишь под этой громадиной. Так же и огромные, тяжелые и очень горячие звезды где-то надо мной плывут. И остается лишь сохранять при таких рисках моральный закон где-то глубоко внутри себя, как завещал великий Кант. Так сразу и вспомнился Остап Бендер, который в «Золотой теленке» уверял, что «на каждого человека, даже партийного, давит атмосферный столб весом 214 кило». Интересно, сколько весу в этом жутковатом блоке?
Говорят, что «Утопия» Томаса Мора послужила отправной точкой для создания этого «дрифтера». Этот блок — как символ пикселя, символ модуля, из которых человечество нынче строит практически все, кроме живых межчеловеческих связей. Здесь демонстрируется поразительный фильм, как этот блок путешествует по диким закоулкам природы. Зрелище завораживает.
Рядом с залах расположились инсталляции, связанные с «дрифтером» по смыслу. Это «наборы» разноцветных кубиков, составляющих комбинации, в которых автор видит простейшую Нокию, велосипед или фольксваген.
А чуть дальше захватывающая композиция из меди, электричества и семян одуванчиков. Просто поразительно — как это соединено! Когда на них дуешь, они шевелятся, как живые, но не облетают. Может быть, дуть нельзя, но я дунула. Как не дунуть на одуванчик?!
Возможно, вы не успеете посмотреть на эту красоту, но здесь будет еще много всякого любопытного! Сюда приедет выставка современного искусства Скандинавии. Также откроется экспозиция одного из первых пропагандистов абстрактного искусства Финляндии Биргера Карлстеда.
Amos Rex находится в центре, по адресу Mannerheimintie 22-24.
По вторникам музей закрыт.
В пон и птн работает с 11.00 до 18.00. Ср и чт — с 11.00 до 20.00. Суб и воскр — с 11.00 до 17.00.
На сайте (языки — финский, шведский, английский) есть возможность заказать экскурсию.
Обычный билет стоит 18 евро. Тем, кому до 30 лет и кто является студентом или безработным (при предъявлении документов) — 5 евро. Пенсионерам — 12 евро. Тем, кому меньше 18 лет — бесплатно.
Внимание! Учтите, что там есть бесплатные камеры хранения, и в них придется положить буквально все. Даже палки для селфи, бутылку с водой, зонтики, всю одежду, все сумки. Если без чего-то вы не можете обойтись — переложите заранее в карман.
«Отведай ты из моего Купка»: еще успеваете на выставку в Хельсинки
Где в Хельсинки вам покажут голую женщину и предложат нарисовать?
Где в Хельсинки бесплатно прокатиться на машине времени?
Эта публикация оказалась для вас полезной? Подписывайтесь на наш канал Финляндия зовет на Яндекс Zen! Мы ждем ваших вопросов, комментариев, предложений, упреков, похвалы и прочих проявлений человеческих страстей finnishneito@yandex.com . Надеемся, что поможем сделать ваше пребывание в Финляндии и комфортным, и неповторимым!