Найти в Дзене
Спорные мысли

Байки о пиратах,

и о том, как с ними бороться. Давайте я сразу дисклэймер дам: то, что называется "байка" - не претендует на звание исторической правды и вообще отстаньте. Не будет вам никаких сносок на авторитеты и ссылок на энциклопедии! "Ты ему сноску - а он тебе ссылку!" (С) Радек А теперь можно и по делу. Жил был в Англии молодой законник Генри Мейнуэринг, как раз на рубеже XVI и XVII веков. Работа юриста оказалась низкооплачиваемой, и решил он попробовать свои силы в другом бизнесе. А именно, начал он "грабить корованы" - морские "корованы". Сперва в Северном море, но тут он быстро понял, что можно круто влипнуть - и переехал на Средиземное море. В Средиземном море он сперва грабил всё, что шевелилось, но довольно быстро задумался о будущем. О пенсии, так сказать. И... перековался. Стал грабить преимущественно мусульман, всех христиан-рабов с захваченных кораблей освобождал, да еще и вкладывал часть средств в выкуп христианских невольников в Северной Африке. Как большинству законников, ему сопутс

и о том, как с ними бороться.

Давайте я сразу дисклэймер дам: то, что называется "байка" - не претендует на звание исторической правды и вообще отстаньте. Не будет вам никаких сносок на авторитеты и ссылок на энциклопедии! "Ты ему сноску - а он тебе ссылку!" (С) Радек

А теперь можно и по делу.

Жил был в Англии молодой законник Генри Мейнуэринг, как раз на рубеже XVI и XVII веков. Работа юриста оказалась низкооплачиваемой, и решил он попробовать свои силы в другом бизнесе. А именно, начал он "грабить корованы" - морские "корованы". Сперва в Северном море, но тут он быстро понял, что можно круто влипнуть - и переехал на Средиземное море.

В Средиземном море он сперва грабил всё, что шевелилось, но довольно быстро задумался о будущем. О пенсии, так сказать. И... перековался. Стал грабить преимущественно мусульман, всех христиан-рабов с захваченных кораблей освобождал, да еще и вкладывал часть средств в выкуп христианских невольников в Северной Африке. Как большинству законников, ему сопутствовал успех во всех начинаниях, и довольно скоро он задумался о возвращении домой.

Прощение от короля Англии он получил довольно легко, "за христианские дела" (хотя, слухи ходят, без крупного подношения дело не обошлось). Ему даже позволили оставить себе награбленное (что как раз и наводит на мысли о заплаченных тайком отступных). Прибыл Генри в Англию еще вполне молодым человеком, всего-то тридцати лет от роду, но уже довольно состоятельным.

Ну, это всё была присказка, а собственно байка - вот она.

Как раз об то время в Ирландском море бесчинствовали пираты. Причем настолько успешно бесчинствовали, что торговое мореплавание там практически совсем перевелось. Аж самим пиратам пришлось выходить за добычей "наружу", в Ла-Манш, Бискайский залив и Северное море. Но марку у себя в Ирландском море они продолжали держать: осведомители во всех портах им немедленно сообщали, если какой-то корабль собирался проплыть по "подконтрольной акватории". И, как правило, не доплывал.

Генри как раз был во дворце, когда король распекал какого-то очередного коменданта Дувра - именно этот чиновник отвечал в Англии за безопасность внутренних морских путей. Ну и имел Генри Мейнуэринг неосторожность улыбнуться. "А Вы, сударь, похоже, уверены, что справились бы лучше?!" - в запале закричал король на нашего героя. "А то!" - ответил пират-законник. "Ну ладно же, тогда этот пост - Ваш! Но смотрите у меня, если через год в Ирландском море всё еще будут пираты..." - "Не будут, Ваше Величество."

Итак, пират стал охотником на пиратов - довольно частый сюжет, не правда ли? Что же сделал хитрый Мейнуэринг, что через год король осыпал его милостями? Может быть, устроил облаву на пиратов? или завел сеть осведомителей, которые должны были ему сообщать о всех подозрительных судах?

Нет.

Он начал бороться со скупщиками краденного.

Всё элементарно. Пиратский бизнес - труден и малоприятен. Доходность у него не слишком высока, зато риски... И главная проблема у пиратов - это реализовать награбленное. Вот представьте себе, ограбили Вы какое-то судно, или какой-то прибрежный поселок. Корабль забит ценностями. Вот что Вы с ними делать будете, кушать? Солить? Вам надо срочно всё это сбросить, пусть даже по низкой цене, чтобы, во-первых, оплатить труды своей команды, и, во-вторых, освободить трюмы для дальнейшей "трудовой" деятельности. Ну и, по мелочи всякое: нанять новых бойцов взамен получивших травмы на рабочем месте, отремонтировать поврежденные части корабля, купить припасы и боеприпасы...

Так что скупщик краденого - Ваш лучший друг и даже, не побоюсь этого слова, немного спонсор. Без него - никуда.

А злой Мейнуэринг как раз за скупщиков и взялся. Когда у купца находили часть украденного - на первый раз штрафовали на сумму найденного. На второй раз конфисковывали его имущество и отправляли самого в тюрьму.

И... Пираты пропали. Откочевали в более гостеприимные края. Буквально за год.

* * *

Замечу, что эта схема - бороться не с самими пиратами, а с их "экономической базой" - успешно работала всегда и везде. Не знаю, надо ли напоминать начитанному читателю о том, как было прекращено пиратство в Карибском море, или о том, как закончился славный путь Тича "Черной Бороды". Или о том, как удалось побороть пиратство на Средиземном море. Но одну историю всё равно не удержусь, и расскажу.

* * *

Итак, дело было в XI веке, и пираты тогдашние звались викингами. В принципе, они уже слегка "цивилизовались", многие приняли христианство, еще больше было тех, кто осел по берегам Северного моря в Дании-Швеции-Норвегии-Англии-Нормандии - ну и, соответственно, эти земли грабить стало небезопасно: могла и "ответочка" прилететь, прямо домой. Ведь, на самом деле, все викинги отлично знали кто, когда, и куда "сходил за зипунами".

Так что с грабежами стало похуже, но все еще проявить себя было где.

А главным центром "сбычи мечт", то есть, сбыта награбленного, была столица Датского королевства, город Роскильде. Этот город расположен в самой дальней части длинного узкого залива-фьорда на острове Зеландия, если интересно - посмотрите на карте. Из-за такого удобного расположения Роскильде было очень сложно ограбить: пока налетчики идут по заливу на кораблях, дозорные по берегу даже бегом успеют всех предупредить. Да и всякие сигнальные костры никто не отменял. Наличие в городе королевской дружины тоже существенно уменьшало количество желающих "пощипать" жителей Роскильде за теплое брюшко.

Вот и получалось, что место было удобное, безопасное, а датские короли пиратов не гоняли - они с них пошлины имели, и всякие-прочие посреднические выплаты. Это если в Роскильде договаривались о выкупе какого-нибудь знатного пленника. Или ценного товара.

Но... Зазнались жители Роскильде. Рамсы попутали, так сказать. Обидели кого-то из авторитетных ярлов-пиратов.

Честно, не помню, что они там не поделили. Но уехал этот ярл сильно разобиженный, и "обещал вернуться" (С) Карлссон.

А что? В Роскильде за несколько столетий перепродажи награбленного скопились такие богатства, что мысль ограбить этот город неизбежно возникала у каждого викинга. Возможности только такой не было. А тут обиженный ярл кликнул общий сбор. И собралось... Ну, сами датчане говорят, что примерно половина всех викингов собралась на такое прибыльное дело. И, соответственно, даже если бы всех оставшихся собрали на другую сторону, то все равно попытка имела бы шансы на успех. А тут... В общем, даже король свалил "на южную дачу" - в Торговую Гавань, КёбенХавн - нынешний Копенгаген. Оставив скупщиков краденного - они же горожане Роскильде - самих улаживать кризис.

Попытались горожане заблокировать проход по фьорду, затопили в самых узких местах несколько кораблей, которые частью добровольно, частью за выкуп, предоставили местные судовладельцы (эти корабли сейчас можно увидеть в музее "Корабли Викингов" там же, в Роскильде). Но то ли не успели, то ли не собрали достаточно кораблей, но налетчики успешно прошли до города, и грабили его несколько дней. Снеся, фактически, в ноль - осталась только церковь, в которой традиционно короновали королей Дании. Ну а от вертепа скупщиков краденого остались рожки да ножки.

Все довольны, все смеются? да вот нет. Было дело то ли в 1067, то ли в 1070 году... А в 1072 году, считается, закончился "век викингов". Последний зафиксированный набег викингов в Северной Европе. И всё! Сбывать-то добычу стало негде. Король датский подумал-подумал, и решил, что ему такие интересности на заднем дворе (теперь королевский двор переехал в Копенгаген) совсем не интересны. И перестал терпеть в Роскильде - да и вообще в Дании - перепродажу награбленного викингами. А тут еще Вилли Бастард захватил трон в Англии, да так крепко взялся за дело, что грабить английские берега стало совсем-совсем неинтересно... В общем, кончились викинги.

* * *

Вот такие пирожки. Думаю, если внимательно разобраться, то и исчезновение сомалийских пиратов, и прекращение набегов ушкуйников на Волге - тоже однозначно увязываются с прекращением перепродажи награбленного. Так что борьба с пиратами должна начинаться с уничтожения их экономической базы, и никак иначе!

А к чему весь разговор? а вот к чему. Очень любят у нас - и не только у нас - говорить о борьбе с коррупцией. Кое-кто даже заявляет, будто бы коррупция непобедима, и надо её просто узаконить. И смириться.

А на самом деле... Надо бороться не с коррупцией, а с её базой - с тем, что её вызывает. А вызывает её, во-первых, чрезмерное количество чиновников, и, во-вторых, чрезмерное количество законов, инструкций, и подзаконных актов. Уничтожать надо не коррупционеров, а их питательную среду. И никак иначе. Переносить отчетность в автоматический режим, сокращать её и упрощать.. И сокращать, сокращать, сокращать количество чиновников!

Мне как-то раз попалась статистика. Российская империя в начале ХХ века считалась самой бюрократизированной страной Европы, превосходя и Турцию, и Германию, и даже Австро-Венгрию, как по общему количеству чиновников, так и по количеству чиновников на душу населения. И было их... присядьте... менее 300 тысяч на 140-миллионную страну!

В РСФСР, после Октябрьской революции, количество чиновников резко выросло, и к концу "военного коммунизма" достигало 2.5 миллионов человек. После чего В.И. Ленин (предельно прагматичный был политик) сказал "хватит", меньше чем за год уменьшил число чиновников примерно до 200 тысяч человек, и объявил начало новой эры. То есть НЭП.

В СССР число чиновников росло медленно, но неуклонно, и к концу советской державы их стало около 2 миллионов человек. Даже если добавить к ним освобожденных партийных работников, все равно получится меньше 2.5 миллионов - при почти 300-миллионном населении.

А, заметили? да, именно так: в СССР чиновников было заметно больше, чем в Российской империи. И в абсолютном, и в относительном исчислении.

Но не суть. А суть в том, что сейчас чиновников в стране, по самым скромным подсчетам, более 2 миллионов. Это еще не считая тех, кто сидит на теплых местах в госкорпорациях, по сути - те же чиновники.

Кого-то еще удивляет расцвет коррупции?

Так что, борьбу с коррупцией, как и лечение любой болезни, надо начинать не с подавления симптомов, а с устранения её причин.

Хотя, глядя на некоторые симптомы, начинаешь задумываться - а не в терминальной ли стадии эта болезнь...