Игра Престолов наконец вышла на финишную прямую, и настало время решающей битвы. В финал вышли две претендентки, как ни странно, имеющие немало общего: обе уже не вполне адекватно воспринимают реальность, обе забили на законы феодального общества, обе сжигали своих врагов, обеим не чужд инцест. Так кто же из этих двух сомнительных личностей в итоге займёт самую желанную из неудобных колючих железяк? Это будут выяснять половина выживших защитников Винтерфелла с одной стороны и солдаты Ланнистеров, Железный флот и двадцать тысяч Золотых Мечей с другой.
Тем временем Варис плетёт паутину интриг против Дейенерис. То есть нам предлагают верить, что паутину, показав три тонких ниточки: письмо о происхождении Джона, адресованное непонятно кому, диалог с пташкой-служанкой, предположительно об отравлении, и - верх гениальности - прямое предложение Джону занять трон самому. Он правда думал, что этот достойный воспитанник Неда Старка просто так возьмёт и согласится? В любом случае, недолго плёл интриги Варис, нарвался, бедный, на дракарис. А вы думали, только Джон с Тирионом мозги растеряли? Однако перед казнью он положил в чашку кольца. Оплата за отравление?
Дени, нервная и исхудавшая, всё больше теряет в адекватности. Её слова о предательстве Джона напомнили аналогичное обвинение из уст Серсеи в адрес покончившего с собой Томмена. Хотя Джон действительно заварил ту ещё кашу, виной тому не предательство, а глупость. Матерь драконов решила отложить милосердие для потомков и пойти громить Королевскую Гавань так, чтобы мало не показалось никому. А что, мирные жители сами виноваты, что не свергли плохую Серсею и не побежали дружно преклонять колено перед хорошей Дени, так что пусть не обижаются. Зато следующие поколения будут жить в шоколаде! Дени, чтоб ты знала, последующие поколения будут резать и угнетать друг друга так же, как и до тебя, и ничего ты тут не поделаешь. Не переоценивай значение своей деятельности. Ты можешь только не превращать в ад жизнь тех, кто ухитрился пережить эти восемь сезонов.
Как оказалось, Джейме всё же поймали Безупречные. Выходит, о дозорах и патрулях наши герои всё же слышали, хотя профукать Рейегаля и флот в прошлой серии им это не помешало. Да, не везёт Цареубийце с побегами из Винтерфелла! Тирион предлагает Джейме найти Серсею и бежать с ней. Конечно же, Серсея бросит всё, за что пролила реки крови, и будет тихо-мирно жить в Пентосе с любимым братцем. Наивный ход, конечно, но чего не сделаешь ради предотвращения бойни. Стоит заметить, что Тирион больше рассчитывает на здравый смысл Серсеи, а не Дени. Джейме соглашается и отправляется спасать сестру, перечёркивая тем самым всё своё развитие в течение восьми сезонов и чуть менее старую линию взаимоотношений с Бриенной. Если всё сработает, Джейме должен будет приказать звонить во все колокола.
Арья и Пёс только прибывают к Королевской Гавани, удивительным образом отстав от медленной, преимущественно пешей армии. В поставленном на уши городе никто не обращает внимание на этих приметных и вооружённых личностей, так же как и на накинувшего капюшон для конспирации Джейме.
Королевская Гавань готова к штурму, на её стенах скорпионов больше, чем было голов при мирном и спокойном правлении Джоффри. В море стоит флот Эурона, с лёгкостью подбивший Рейегаля в прошлой серии. Эурон что-то видит в небе. Некольких драконов? Дрогона в броне? Стаю контролируемых Браном боевых ворон? А вот фиг!
Как вы думаете, что будет делать Дени, на глазах которой Железный флот расстрелял из скорпионов предпоследнего дракона? Правильно, атаковать этот самый флот на последнем драконе! Никак подучила физику и узнала, что на самом деле из такой бандурины в летящего дракона попасть можно только чудом. Болты летят мимо, и от Железного флота за считанные секунды остаются пылающие головёшки. За ними следуют скорпионы и все, кто был на стенах. А разговоров-то было...
Армия Ланнистеров в смятении, но перед войсками Таргариенов стоят те самые двадцать тысяч Золотых Мечей. Красивые, в блестящих шлемах и стильных, хотя и непрактичных, доспехах. С виду их раз в десять меньше, чем заявлено, но всё же хочется увидеть, на что они способны в бою и как их командир Гарри Стрикленд собрался верхом сражаться вместе с пешими строевиками. А он ведь будет сражаться, а не командовать из тыла, недаром же он тут не старый жирдяй, как в книге, а бравый добрый молодец.
А, нет. Матерь драконов на своём последнем сынке изнутри выносит ворота Королевской Гавани вместе с приличным куском стены и Золотыми Мечами. Запомните, дети, не только у зомбированного Визериона пламя бьёт с силой хорошего артиллерийского залпа. Итак, Золотые Мечи всё, Стрикленд летит в одну сторону, его роскошный белый конь - в другую. "Наши" устремляются в пролом. Впереди скачут чудом уцелевшие под Винтерфеллом дотракийцы, не меньшим чудом уцелевшего Стрикленда приканчивает Серый Червь, в гневе не отстающий от дотракийских скакунов и забывший шлем со щитом. Дотракийцы исчезают вдали, и по главной улице гордо шествует пехота. Впереди всех Джон, несколько посеявших щиты северян и зачем-то Давос, у которого, как обычно, из доспехов один горжет. Безупречные плетутся сзади, хотя их щитовой строй был бы куда полезнее в первых рядах. Вся эта толпа натыкается на сравнимую толпу ланнистеровцев, все стоят в нерешительности, и тут Дени на Дрогоне эпично приземляется на ближайшую башню. Выразительного драконьего рыка оказалось достаточно, чтобы все ланнистеровцы побросали оружие.
Тут же стихийно сдаются вообще все солдаты Серсеи. По всему городу начинают бить в колокола, хотя Джейме никому об этой задумке так и не рассказал. Радостная Дейенерис принимает их капитуляцию, Безупречные врываются в Красный замок, хватают Серсею... Шучу. У Дени окончательно срывает крышу, и она начинает жечь похлеще, чем во Вьетнаме. Всех подряд. ВСЮ. ЧЁРТОВУ. КОРОЛЕВСКУЮ. ГАВАНЬ. Это так на неё колокольный звон, что ли, повлиял? Или батюшкины гены невовремя пробудились? Так или иначе, наступает полный дракарис.
Серый Червь ловит волну и нападает сдавшихся серсеевцев. Остальные радостно подключаются и принимаются резать всех подряд в лучших дотракийских традициях. Джон пытается остановить резню, но на него забывают, и остаток серии он ходит с потерянным видом, аки князь Владимир из шедевра отечественного кинематографа. Один Давос не теряется и пытается увести подальше мирных жителей. Блин, запомните: если ты берёшься руководить, хоть страной, хоть армией, держи себя в руках, не поддавайся эмоциям, действуй обдуманно. От этого зависят жизни тех, кто идёт за тобой. Если не можешь, уходи с руководящего поста. Всё.
Дрогон продолжает разносить город по кирпичику. Даже не верится, что подобную машину смерти можно взять и убить копьём или болтом из скорпиона. На эту крылатую Годзиллу самонаводящаяся ракета нужна, не меньше. Джон убивает северянина, вздумавшего изнасиловать местную жительницу. Тем временем Джейме в поисках тайного хода в замок натыкается на Эурона. Цареубийца предлагает спасать Серсею вместе, но Эурон тоже совсем долбанулся и вместо этого нападает на него с кинжалом. Ну да, Джейме после потери руки уже не тот, но выходить против меча с кинжалом - дело дохлое. А у Джейме не только меч, он ещё и тяжеленной золотой рукой припечатать может. Короче, шансов у Эурона нет... А, погодите, он его дважды кинжалом тыркает. И уже потом Джейме побеждает, из последних сил, как принято у киношных героев. Эурон напоследок радуется, что убил Джейме, а Джейме очень бодренько для убитого топает за Серсеей.
Серсея, до этого спокойно наблюдавшая за происходящим, наконец то, с подачи Квиберна, решает эвакуироваться. В горящем городе появляются зелёные вспышки дикого огня. Заминировала ли город Серсея или это рванули старые запасы? Арья и Сандор уже в замке, но Пёс отговаривает девочку от мести и просит спасаться. Да, эту тему могли бы раскрыть и получше, но момент всё же получился сильный. Видно, что Клиган беспокоится за Арью, каким бы чёрствым он себя не считал, и что Арья не только машина смерти, но и девочка, которая не хочет умирать, да и жить одной местью тоже не очень-то хочет.
Сандор преграждает путь королеве, играючи разделывается с тремя гвардейцами и бросает вызов последнему - своему брату Григору, который под воздействием отравленного копья и противоестественной магии превратился в безмолвного зомби-терминатора. Пёс давно мечтал разделаться с братом, и, похоже, это желание со стороны Горы было не только взаимным, но и не менее сильным. Гора, игнорируя приказы Серсеи, идёт навстречу брату, убивает и сбрасывает с лестницы попытавшегося помешать ему Квиберна, своего "создателя".
Долгожданный Клиганбоул начинается, делайте ставки. Пёс нападает на Гору и начинает яростно рубить его мечом. Конечно, откуда такому салаге, как Клиган, знать, что латный доспех мечом не очень-то прорубается. И забудьте о том, что он только что порубил в капусту троих гвардейцев в такой же броне. Они статисты, их хоть вилкой заколоть можно. Блин, мог бы воспользоваться моментом и ткнуть куда-нибудь в глаз или сочленение!
Далее Григор перехватывает меч Сандора рукой. Не спорю, подобные мечи были не настолько острыми, чтобы их нельзя было удержать рукой. Но неуклюжему зомби попытка схватить меч во время удара стоила бы пальцев, а то и всей кисти.
Пока братья Клиганы неистово рубятся, близнецы Ланнистеры встречаются посреди рушащегося замка и начинают не менее неистово обниматься.
Пёс тыкает Гору в грудь, держа меч одной рукой. Я уже говорил, что нельзя просто так взять и прорубить мечом латный доспех? Проткнуть тоже. Хотя погодите, можно. Насквозь. Зачем эти доспехи вообще нужны? Вот и Гора, у которого меч в груди не вызвал никакого дискомфорта, задумался об этом и решил, что не нужны ему такие доспехи. Этот момент, кстати, очень напомнил сцену из четвёртого сезона, где Арья пыталась проткнуть доспехи Пса.
Содрав с себя доспехи, Гора принимается мутузить офигевшего от такого поворота братца кулаками. Очередной злодей, решивший растянуть удовольствие и не убивать врага сразу. Впрочем, ему это можно простить, он и при жизни был поехавшим садистом. Сандор тщетно отбивается кинжалом, а Григор вспоминает Оберина и решает: можем повторить! Пёс не даёт ему довести замысел до конца, воткнув кинжал в голову. Но и это не сильно впечатляет разошедшегося мутанта. Всё, что остаётся Сандору - схватить брата и прыгнуть вместе с ним с башни, прямо в огонь. Ненависть к Григору оказалась сильнее страха перед огнём. Пёс мне всегда нравился, и это лучший конец, который мог бы с ним приключиться. В прошлых сезонах он пытался отвлечься от мести и зажить мирно, но у него не вышло. Своим примером Сандор показал Арье, до чего может довести жажда крови и мести и тем самым спас её, а возможно, и направил на более мирный путь.
Арья в растерянности ходит по охваченному хаосом городу, задыхаясь в дыму, натыкаясь на перепуганных и обожжённых людей. Она пытается вывести группу мирных жителей, но всех режут дотракийцы, и сама Арья еле спасается. Вот это был бы поворот, если бы убийцу Короля Ночи затоптали кони дорвавшихся до славного погрома дотракийцев. Попытка спасти уцелевшую девочку оказывается тщетной, и та гибнет в драконьем пламени.
Джейме и Серсея попадают в подземелье Красного замка, но всё напрасно. Выход завален, и они оказались заперты под рушащимся замком. Близнецы умирают под завалами, покидают этот мир вместе, как и пришли в него. Это может показаться красивым, романтичным и даже логичным, но всё, что написано до этого слова, метко охарактеризовал мудрый Нед Старк. Во-первых, как я уже говорил, восемь сезонов развития образа Джейме так ни к чему и не привели, вернув его к Серсее. Во-вторых, зачем тогда вообще было бесчестить Бриенну? В-третьих, по сути Джейме за всю серию не сделал ничего, только напрасно умер. И в-четвёртых, где руки валонкара, выдавливающие жизнь из Серсеи?
Арья натыкается на удивительно целого и спокойного коня Стрикленда и сваливает на нём в закат из этого дурдома.
В целом, серия вышла в духе Сапочника. Битва подана ярко и зрелищно, хорошо показаны атмосфера и ужасы войны, прекрасно передано ощущение горящего, разваливающегося города. При этом тактика, логика и физика принесены в жертву зрелищности и некоторому символизму. Хотя в этой серии претензий к логике заметно меньше, чем в предыдущих. Как по мне, Сапочнику стоило бы показывать войну глазами простого участника, который не в курсе планов командования и просто оказался посреди всего этого хаоса.
Интересно, что же скажет Дени в своё оправдание.