Родилась и выросла в Петербурге, окончила СПбГУ (графический дизайн), а в 2014 году запустила паблик 1day1sketch и до сих пор рисует каждый день, публикуя в нем скетч или иллюстрацию. София издала путеводитель «Петербургский алфавит» и комикс «Маленькая гора», работала с Подписными Изданиями и издательством МИФ. Вдохновляет людей рисовать и периодически работает преподавателем, например, недавно провела свой курс во Флоренции. В данный момент я живет в Хельсинки, и проходит обучение в Aalto University на специальности Visual Communication Design и работает, как фрилансер.
Где ты училась дизайну и иллюстрации? Почему именно там? Какие экзамены нужно сдавать при поступлении?
Закончила СПбГУ, графический дизайн: бакалавриат и магистратуру. При выборе университета я ориентировалась на то, где в Петербурге есть лучшая программа по графическому дизайну плюс мне было важно, чтобы университет котировался заграницей. Вступительные экзамены: рисунок, живопись и композиция. В данный момент я заканчиваю вторую магистратуру в университете Aalto в Хельсинки. В Aalto поступила после того, как побывала там по обмену.
Как проходило обучение? Что было самым сложным, а что нравилось больше всего?
Обучение в СПбГУ это в первую очередь о дисциплине и большом количестве информации. Я неоднократно слышала от своих друзей, которые учились в других университетах, что можно оставить долг на следующую сессию, пересдать что-то в следующем семестре и так далее. Если вы поступили в СПбГУ, можете забыть об этом. Не сдали 3 зачёта (насколько я помню, это максимальное число зачётов для пересдачи) — вас не допустят к сдаче экзаменов — можете попрощаться с образованием в этом ВУЗе. Напряжение всегда было достаточно большим, бессонные ночи перед сессией — норма. Но то, что работать приходилось очень много, помогло мне развиться в рисовании, в чувстве цвета, композиции, в понимании вёрстки, типографики и, что кажется мне очень важным, нам преподавали самые разные вещи от истории искусства до семиотики. Эти знания обогащают и открывают разум.
Что будет дипломной работой?
Сейчас я работаю над своим вторым магистерским дипломом. В данный момент я как никогда обожаю комиксы и всех вокруг с неутомимым рвением посвящаю в комикс-религию. Вот и дипломную работу хочу связать с этой страстью, поэтому мой дипломный проект в этот раз намного менее практичный. Он не ведёт к музеям, изданным книгам или большим издательствам, зато, как мне кажется, ведёт прямо в моё сердце и прокачает меня ещё больше в искусстве создания комиксов.
Я буду настаивать, что комикс — это искусство.
Моя теория, hypothesis, состоит в том, что комиксы, обладают необычными качествами, как медиа. Они имеют самые разные области применения: от возможности использовать их для адаптации текстов до документации и абстрактного искусства. Сейчас я как раз пишу про эти качества, делающие комиксы такими особенными. Про то, как текст работает как изображение, как мы создаём историю у себя в голове и развенчиваю миф, что комикс появился только в 20 веке. Рассуждаю на тему: чтение комикса и обычное чтение — это одно и тоже или нет? А ещё (куда же я без науки), ищу разные научные статьи на тему чтения и восприятия комиксов. Например нашла исследование на тему движения глаз во время чтения комиксов, проведённое департаментом когнитивных наук Университета Калифорнии в Сан-Диего, США. В практической части диплома я делаю свои комиксы для каждой из выведенных категорий, например прямо сейчас я документирую свою жизнь каждый день в комикс-формате, экспериментируя с одной и той же сеткой.
Для чего получать образование? Есть же уроки на YouTube и менторство.
Не один YouTube канал не заменит полноценное обучение в университете или на курсах. Есть уникумы, которые могут научиться всему сами, но большинству людей нужен если не наставник, подталкивающий их вперед, то по крайней мере кто-то подсказывающий что именно можно изучить, какие есть направления, что вообще существует, на что можно обратить внимание.
Чтобы чему-то действительно научиться, нужно уделять много времени и теории, и практике. И если в эффективность лекций на YouTube я вполне верю, то практические занятия должны проходить под чутким наблюдением преподавателя. Именно по этой причине я никогда не записываю онлайн-курсы, но с удовольствием веду их в живую.
Просто овладеть программами не достаточно. Можно отлично разбираться, как работает иллюстратор, но при этом быть плохим дизайнером. Чтобы стать крутым в своей области, нужно научиться видеть и анализировать, а научить этому может только преподаватель, так же как открыть новые горизонты.
К тому же, я считаю (прекрасно осознаю, что многие могут со мной не согласиться), что для работы в области искусства и дизайна, необходимо разбираться в истории искусства и дизайна. Знать, что было сделано до вас и желательно не путать Мане и Моне, а кубистов с супрематистами. В университете, вам просто придётся потратить время, чтобы прослушать лекции на эти темы и разобраться, в то время как самому сложно выделить достаточное количество часов и заставить себя погрузиться в тему.
Расскажи о проекте One day, one sketch. Как шли дела и какие были сделаны выводы после? Хороший ли это канал привлечения заказов?
Летом 2014 года между бакалавриатом и магистратурой я решила “отдохнуть от дизайна” и взяла небольшой курс по иллюстрации в одной частной школе. Во время курса пришла к выводу, что иллюстрацией мне заниматься очень нравится, но опыта у меня недостаточно и что было бы здорово рисовать каждый день, чтобы “прокачаться”. Так начался проект 1 day 1 sketch. То, что начиналось как челлендж для персонального роста и парочки друзей, которые могли за этим наблюдать (и мотивировать меня не бросать начатое) выросло в большое сообщество и принесло мне первые заказы. Постепенно, иллюстрация стала моим основным занятием и теперь я зарабатываю этим на жизнь. Благодаря паблику меня нашли ребята из Лофт проекта “Этажи”, с которыми мы сделали выставку “Петербургский алфавит”, из которой в свою очередь вырос путеводитель “Петербургский алфавит”. Его можно купить почти в каждом книжном Петербурга.
В данный момент мне сложно сказать, откуда приходят заказы, чаще всего работает сарафанное радио, мне пишут по чьей то рекомендации, но я всё ещё веду паблик, так как для меня это в первую очередь лучший способ развиваться в иллюстрации, не терять хватку. Когда рисуешь каждый день в течении пяти лет прогресс колоссальный, а идеи для рисунков у меня всё ещё не иссякли.
С кем удалось поработать? Какие были задачи?
Как иллюстратор я работаю уже не первый год, за это время я успела сделать много проектов. С Подписными Изданиями мы сделали классные блокноты, открытки и магниты (все на тему Петербурга), с Манн, Иванов и Фербер выпустили книгу “Алиса в стане наук”. Книга о том, как трое учёных: биолог, математик и физик, объясняют цитаты из Алисы с точки зрения науки, а я это всё проиллюстрировала. Год назад я сделала очень личный комикс “Маленькая гора”, который недавно наконец удалось издать на русском языке (издательство JellyFish Jam), чему я безмерно рада. Помимо этого я делала и много проектов, которые можно долго описывать, я работала с музыкантами, киношниками, маленькими компаниями и даже с одним петербургским театром.
Как вы работаете с Хельсинки? Какой был первый заказ оттуда? Часто ли вы там бываете? Что больше всего впечатляет в этом городе? Где вы там останавливаетесь? Как проводите время? Где рисуете? В каких кафе бываете?
Я люблю учиться и 6 лет в СПбГУ мне видимо не хватило, так что я уехала в Хельсинки, что позволило мне совместить тягу к учёбе и желание пару лет пожить заграницей. Я и сейчас живу тут. Что касается заказов, чаще всего я работаю для университета, например я сделала 44 метровую роспись в одном из зданий.
Хельсинки это город чистых линий, безупречного дизайна и лучших булочек с корицей. Когда говорят, что финны очень близки с природой это не преувеличение: kulttuurisauna, находящаяся в двух шагах от шумной пересадочной точки Hakaniemi, спокойно смотрит на залив, а время там отсчитывается горящей палочкой, музей Kiasma словно вырублен из снега и льда и даже есть церковь прямо в скале Temppeliaukion kirkko.
Почти каждый день я работаю в кофейне. Как правило, сижу в уютном уголке Ihana Kahvila на Aleksantarinkaru или дохожу до Johan & Nyström, чтобы полюбоваться на лодочки, пришвартованные у Kanavaranta. Если засиживаюсь до поздна, то чаще в Cafe Java, которое находится прямо в Lasipalatsi (финский шедевр архитектуры модернизма). По вечерам я гуляю до дома по пешеходной дороге Baana, которая похожа на высохший ручей.
Как развиваешься?
Я много читаю, интересуюсь наукой, путешествую, обожаю учиться новым вещам, не связанным напрямую с моей деятельностью, например у меня есть сертификат массажиста и я пробовала делать керамические изделия, список того, что я хочу попробовать и где хочу побывать постоянно пополняется.
Какими проектами ты занимаешься сейчас? Расскажи о них.
В данный момент мой основной фокус это мой диплом, я разрабатываю комиксы для каждой из выделенных мной категорий. Дальше буду делать другие комиксы, например, интервью в комикс-форме, репортаж и адаптировать своё же стихотворение в комикс. Помимо этого есть несколько заказов, например, помогаю фонду Твоя Территория сделать буклет про интернет-безопасность, делаю новые открытки для Подписных изданий и скоро буду вместе с моим одногруппником Тео делать роспись для института Финляндии в порту Севкабель. Но я стараюсь сейчас не брать много работы, потому что у меня есть всякие задумки, на которые пока нет времени. Вот разберусь с дипломом и примусь за отложенные проекты.
Расскажи подробнее про путеводитель по Питеру. Как шёл этот проект?
Путеводитель “Петербургский алфавит” вырос из выставки, которую мы в 2015 году открыли с Лофт проектом Этажи. Я всегда хотела сделать путеводитель, но идеи сделать его в формате алфавита изначально у меня вообще не было. После выставки мне написали из издательства «Питер», предложили превратить выставку в путеводитель по городу, это был первый мой книжный опыт. Всё в нём: от текстов до вёрстки сделано мной. Я делюсь с читателями (в алфавитном порядке) достопримечательностями и любимыми кафе и барами, рассказываю о знаменитых петербуржцах и открываю интересные факты о городе. Путеводитель оказался очень популярным, много раз оказывался в бестселлерах, а Подписные Издания, с которыми я очень дружу, сказали, что летом 2017 мой путеводитель был продан больше раз, чем какая-либо другая книга в их магазине.
Несмотря на это, миллионов я не заработала, автор получает очень небольшой процент с продажи и себестоимость этой книги небольшая, но я рада, что этот проект состоялся. Сейчас у меня есть новые задумки для других книжек, может быть сделаю новый, ещё более интересный путеводитель.
К чему есть стремление?
Сейчас больше всего к любви к себе. Каждый год в начале нового ежедневника я пишу список целей на год, раньше писала только рабочие цели, например, полностью обновить сайт или завести телеграмм канал, а в этом году на первом месте оказалось — научиться любить себя. Значит, это та большая цель, к которой я пытаюсь идти. И это намного сложнее, чем сделать новую книгу или рисовать каждый день на протяжении пяти лет.
Из более приземлённых вещей: хочу больше работать как преподаватель, сделать свой диплом и понять где я буду дальше жить и что делать.
Можешь дать какие-то советы начинающим иллюстраторам?
Что почитать, посмотреть, у кого поучиться?
Начните просто МНОГО читать. Чтобы видеть, создавать и придумывать, вам нужно развивать свои мозги и свой кругозор, поэтому может оказаться, что, например, Стивен Хокинг поможет вам больше, чем “5 советов для начинающего иллюстратора”.
Второй очень банальный на первый взгляд совет: рисуйте каждый день, хотя бы пол часа. Я не знаю лучшего способа развить себя как иллюстратора, чем каждодневное рисование. Иллюстрация это в первую очередь практика и результат прямо пропорционален вложенному времени и усилиям. Так что каждый день, по чуть-чуть и вы сами не заметите, как сможете рисовать вещи, которые раньше казались вам недостижимыми.
Какими фразами мотивируешь себя?
Мой девиз по жизни: если тебе скучно, значит ты скучный. Мне очень сложно понять людей, которые говорят, что страдают от скуки, как это вообще возможно в эру интернета и лоукостеров? Мне бы наоборот найти время, чтобы успеть всё, что я хочу.
Когда попадаю в какую-то стрессовую ситуацию и начинаю нервничать, спрашиваю себя “что самое плохое может случится?”, как правило, это помогает успокоиться и понять, что ничего не поправимого не произойдёт. А в каждую квартиру, куда я переезжаю (в любой стране мира), я вешаю на стену 3 вещи: фотографию из фотобудки с моей лучшей подругой, фото моей мамы, когда ей было столько же, сколько мне сейчас и цитату Лоуренса Краса, про которую я рассказывала в моей книге “Маленькая Гора”. Не знаю, мотивация это или нет, но поддержка точно.
Для тех кто хочет узнать больше об иллюстрации, София ведет свой телеграм канал.
#ИНТЕРВЬЮ #ПЕТЕРБУРГСКИЙАЛФАВИТ #СОФИЯКОЛОВСКАЯ