(King of New York, 1989, США)
Незамысловатый по сюжету, но бодренький гангстерский триллер Абеля Феррары ("Плохой лейтенант", "Похитители тел"), вышедший в один год с "Крёстным отцом 3". И заодно лишенный всего того, за что поклонники первой и второй частей культовой саги Ф. Ф. Копполы недолюбливают её триквел. А именно - за переизбыток "покаятельных" и прочих совестливых рефлексий. Которые хоть и выглядели логичным финалом многогрешной жизни Майкла Корлеоне, вот только были совершенно не к лицу тому инфернальному герою, чей образ сложился у зрителя ещё 15 лет назад.
Нет, и в самом деле, представьте себе дьявола, что под старость лет расчувствовался до слез и возжелал отпущения своих грехов взамен на ништяки праведной жизни. Симпатичный персонаж? Да вот, честно говоря, кому как. Однако не по этой ли причине кассовые сборы "Крестного отца 3" были (с учётом инфляции) и близко не чета сборам первого и второго фильмов? Да и оскаровручатели тоже неспроста продинамили его по всем номинациям из семи, на которые он претендовал.
К счастью, "Король Нью-Йорка" обходится без слезоточивой достоевщины. И хоть местный герой тоже иногда прячет свой волчий оскал под маской добродетельного мецената, он делает это лишь для социальной конспирации, а не по вине искреннего гуманного порыва. И потому бо́льшая часть фильма посвящена всё-таки иному: его войне за криминальную власть над городом и "тёркам" с копами, которым он встал поперёк горла. Иными словами - всем тем радостям, что любитель гангстерского кино ценит превыше всего и не любит, когда их бодяжат морализаторством до негодной консистенции.
Так как "Король Нью-Йорка" идёт всего сто-с-небольшим минут, взросление, возмужание и первые шаги в преступном мире наркобарона Фрэнка Уайта (Кристофер Уокен) оставлены за кадром. Поэтому мы знакомимся с ним, когда он "откидывается" из тюряги после долгой отсидки. А пока он почивал на нарах, расклад сил в бандитской среде на свободе успел измениться. Естественно, не в его пользу. И, естественно, Уайт, засучив рукава, намерен заставить всех потесниться. Как минимум. Ну а как максимум - это вы и без подсказки знаете, так как, поди, не раз смотрели "Лицо со шрамом" и подобные ему киноистории.
К счастью, зарабатывать авторитет с нуля у Фрэнка нет необходимости. И сколачивать новую банду тоже. Его старые кореша (почему-то почти все чернокожие) не только не разбрелись, но и хорошо подготовились ко встрече босса, начав мочить его главных недругов ещё до того, как он переступил тюремный порог. И продолжили это мочение уже в компании Уайта. Который, не будучи отягощенным семьей, всё свое время посвящал чисто бандитским развлечениям. И не отвлекался на всякую чушь вроде скандалов с женой из-за измен и необходимости врать детям о том, чем папка зарабатывает им на еду и учебу.
Развитие сей драмы тоже не преподносит сюрпризов, идя по знакомой схеме дальнейших наездов, мочилова и кидалова. Из-за чего в этой череде разборок всё же возникает некоторый сумбур, но простота сюжета вряд ли даст вам в нём запутаться. Вдобавок хронометраж у картины тоже отмерен идеально. Его хватает и для того, чтобы действие не было скомканным, и чтобы оно не скатилось в занудство, чем страдают многие криминальные драмы, тоже имевшие амбиции дорасти до классики жанра.
***
В общем, хорошая разминка Абеля Феррары перед его коронной работой - "Плохим лейтенантом" (1992). Безусловно, стопудовые плюсы "Короля Нью-Йорка", это отсутствие сантиментов и присутствие в главной роли Кристофера Уокена. Именно он со своей уникальной демонической харизмой "сделал" процентов 50 этой картины, и благодаря ему она в принципе не забыта по сей день. Не народными массами, разумеется, а лишь поклонниками такого рода кино. Но поскольку их в мире тоже насчитывается предостаточно - равно как поклонников Уокена, - "Король Нью-Йорка" давно застолбил себе местечко в истории. Пускай не самое козырное, но и уж точно не на её задворках.