Найти тему
Злой юрист

Наследие СССР или как сейчас реализуются права реабилитированных жертв полит репрессий. История первая.

Приветствую всех подписчиков и читателей моего блога/странички.

В последнее время я часто натыкаюсь на упоминание о сталинских репрессиях, как было все несправедливо и какое СССР плохое.

В нескольких статьях я хочу рассказать истории членов семей репрессированных, а после реабилитированных граждан и как сейчас работает закон "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1.

Ко мне обратилась внучка уже умершего человека пострадавшего от политических репрессий. Если вкратце, уже в конце Великой Отечественной войны, советские войска освобождали не только Европу, но и находились на территориях, которые сегодня принадлежат Китайской народной республике.

Согласно протоколу допроса одного из служащих «Смерша», Иванов Иван Иванович (фамилия изменена), находился на территории КНР и по приказу верховного японского командования обучал, тренировал и готовил диверсантов в отряде с кодовым названием «Асано», который должен был проводить диверсионную деятельность на промышленных и военных объекта СССР.

Когда чекисты «приняли» Иванова И.И. ему вменялось участие в диверсионной деятельности, и согласно приговору он был осужден на 12 лет лагерных работ в Иркутской области. Человек отправился по «этапу».

На самом деле (со слов внучки и дочери Иванова И.И.) со своей семьей он проживал в Казахстане на границе с Китаем, вел хозяйство, сдавал положенных нормы в колхоз, и как мог помогал фронту для победы. Откуда чекисты взяли что он работал на Японию и тренировал солдат не ясно. Но сути это не поменяло.

В 1960 годах, дело было пересмотрено, и Иванов Иван Иванович был признан пострадавшим от политических репрессий и реабилитирован. В конце 1980 Иванов И.И. умирает. У него остаются супруга и дочь, а впоследствии и внучка.

И они являются члена семьи реабилитированного лица.

В силу статьи 13 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1, признается право реабилитированных лиц, возвращаться в те местности и населенные пункты, где они проживали до принятия к ним репрессий и получать жилье (вставать в очередь на получения жилья), утраченное из-за репрессий. Данное право распространяется и на членов их семей.

Однако российский суд не внял рассекреченным архивным документам НКВД и «Смерш», а решил, что репрессировали Иванова И.И. на территории Иркутской области. То, что он со своей семьей после реабилитации переехал в Самарскую область ни кого не интересовало, как не интересовало то обстоятельство что его место жительство как и место жительства его семьи не менялось на протяжении последних 40 лет. Факт того, что дочь Иванова И.И. изначально органы местного самоуправления ставили на учет как члена семьи репрессированного так же впечатление на суд не произвело.

И российский суд сказал дочери и внучке реабилитированной жертве политических репрессий, что они могут ехать в Иркутскую область, в несуществующий ныне поселок, и там вставать на учет на получения жилья или улучшение жилищных условий. И доказывать, что на территории Иркутской области на момент репрессий у них было жилье.

Вот такая печальная история. Вроде, как и репрессии есть и реабилитировали человека впоследствии и положения закона о восстановлении жилищных прав есть, а все это не работает. Не работает от слова «совсем».

Выводы предлагаю делать самим.