Найти тему
Книжный шкаф — детям

Как научить ребенка читать без слез, или лучшая методика обучения чтению (часть 1)

Оглавление
НАВИГАТОР ПО КАНАЛУ >>
#кшд - чтение в ритме ребёнка

Как научить ребенка читать в 2 года? Как научить в 3? В 4 год? В 5 лет?

Стоит только задаться этим вопросом, как на нас обрушивается реклама волшебных методик, которые обещают без слез и быстро научить читать любого трехлетнего или двухлетнего ребенка. Обучение по Доману, по кубикам Зайцева, по слогам, по разным букварям и даже методом обратного чтения, подготовка к школе, развивашки.

Пожалуй, у каждого родителя все эти слова на слуху. За массивом хвалебных рекламных текстов остаются неуслышанными физиологи, которые уже давно анализируют процессы, происходящие в моменты обучения чтению и письму. Их выводы неутешительны.

Учить читать таких маленьких детей не только не нужно, но и ВРЕДНО!

Подробнее о  вреде, который наносит раннее обучение, вы можете узнать из доклада кандидата биологических наук, академика Безруких М.М. (видео в конце статьи).

В этой же статье хочу остановиться на простой истине – сама по себе методика не имеет никакого значения.

Почему?

Потому что люди – существа с высшей нервной деятельностью, а не роботы.

Потому что чтение не дрессура и натаскивание, а сложнейший процесс, который требует достаточно сформированной коры головного мозга.

Из всех картинок, отражающих учебный процесс детей-дошкольников, я больше всего люблю вот эту из статьи д.б.н. М.М.Безруких «Дошкольник. Мифы и реалии», опубликованной в Вестнике практической психологии образования N 4 2011 г., которую советую прочесть всем родителям.

По этой картинке легко увидеть, как меняется кора головного мозга ребенка. 

-2

Как видите, в 8 лет количество нейронных связей больше, чем в 3 года. Это означает, что мозг ребенка 8 лет совершеннее, процесс обучения происходит в разы быстрее.

Откуда эти нейронные связи взялись?
Был ли у ребенка в этот период преданный наставник, который тренировал его говорить, ходить, размышлять по четко заданной методике или алгоритму?

Не было. У этого ребенка было два эволюционно выработанных механизма:

  • стремление действовать,
  • стремление подражать.

С помощью них ребенок сам наработал эти нейронные связи. Думая об обучении, мы должны понимать, что ВСЯ деятельность, к которой стремится ребенок, формирует кору головного мозга.

Ребенок моет стол или лезет на дерево, значит, оттачивает грубую и мелкую моторику, работает над координацией движений глаза и руки, учится ориентироваться в пространстве, составляет последовательность действий и т.д.

Собирает конструктор – формирует пространственное восприятие, мелкую моторику, учится составлять алгоритм и действовать по нему.

Играет в куклы – тренирует навык связной речи, накапливает словарный запас.

Этот список можно продолжать бесконечно.

Каждое из этих занятий формирует мозг ребенка и готовит его к чтению, письму и счету.

Из всех дел, которыми занимается в течение дня ребенок, самое бесполезное и вредное  – проводить время перед экраном планшета, телефона или телевизора.  Как это ни парадоксально, именно от гаджетов родители часто отказываются со скрипом, хотя целый ряд работ физиологов говорит о зрительной гиперстимуляции экранов и их вреде.

Чем бы ни занимался ребенок – он уже учится и готовит себя к школе, к чтению, письму и счету. Но если нам так хочется провести время, как нам кажется, с пользой, какую методику выбрать? Это не имеет никакого значения. Потому что методика – это инструмент, а эффективность методики определяет наше умение наблюдать и замечать.

Значит ли это, что с ребенком совсем не надо ничем заниматься?

Нет, не значит!

Это значит то, что наши занятия должны зависеть не от методики, а от тех потребностей и задач, которые у ребенка на данном этапе есть.

Наша основная задача – увидеть, что именно происходит сейчас в ребенке, что именно на данном этапе он формирует.

Что нам помогает это понять?

Самый главный вопрос-маркер, который мы должны задавать себе: 
легко ли мне? Сталкиваюсь ли я с сопротивлением? Надо ли мне удерживать внимание ребенка, увлекая, заставляя или подкупая его?
Если да, значит, то, что я делаю, не соответствует задачам и потребностям ребенка. 

Чтобы ориентироваться в потребностях, нам надо знать и помнить  о периодах особой чувствительности – сенситивных периодах.

Сенситивные периоды. Что это такое? 

Это периоды, когда ярко проявляется тяга к какой-то деятельности или какому-либо аспекту жизни.

Как это понять? 

Наблюдать, задавая себе следующие вопросы:

  • Какое действие ребенок рвется выполнять? 
  • Что он выполняет раз за разом с завидным энтузиазмом и усердием?
  • Что он выполняет без устали, проявляя все больший интерес?
  • Как реагирует ребенок, если это действие прерывается? Расстраивается, впадает в истерику, протестует?  Скорее всего, это не испорченный характер и плохое воспитание, а реакция на то, что важную для его развития деятельность мешают осуществить.

Я уже слышу ряд возражений: «Ага! Он книги рвет, крупу всю по полу рассыпал или в рот все тащит, а я буду смотреть и не прерывать?»

Конечно, нет! Но есть одна тонкость!

Продолжение статьи читайте завтра. Я расскажу о маленьком секрете, который сводит на нет все детские истерики. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Оксана Левченко,
основатель клуба «Книжный шкаф детям»,
филолог, педагог, монтессори-педагог, переводчик

Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!

Продолжение статьи здесь >>

Рекомендуем:
М М Безруких. Психофизиологические особенности обучения письму и чтению