НАВИГАТОР ПО КАНАЛУ >>
#кшд - чтение в ритме ребёнка
Как научить ребенка читать в 2 года? Как научить в 3? В 4 год? В 5 лет?
Стоит только задаться этим вопросом, как на нас обрушивается реклама волшебных методик, которые обещают без слез и быстро научить читать любого трехлетнего или двухлетнего ребенка. Обучение по Доману, по кубикам Зайцева, по слогам, по разным букварям и даже методом обратного чтения, подготовка к школе, развивашки.
Пожалуй, у каждого родителя все эти слова на слуху. За массивом хвалебных рекламных текстов остаются неуслышанными физиологи, которые уже давно анализируют процессы, происходящие в моменты обучения чтению и письму. Их выводы неутешительны.
Учить читать таких маленьких детей не только не нужно, но и ВРЕДНО!
Подробнее о вреде, который наносит раннее обучение, вы можете узнать из доклада кандидата биологических наук, академика Безруких М.М. (видео в конце статьи).
В этой же статье хочу остановиться на простой истине – сама по себе методика не имеет никакого значения.
Почему?
Потому что люди – существа с высшей нервной деятельностью, а не роботы.
Потому что чтение не дрессура и натаскивание, а сложнейший процесс, который требует достаточно сформированной коры головного мозга.
Из всех картинок, отражающих учебный процесс детей-дошкольников, я больше всего люблю вот эту из статьи д.б.н. М.М.Безруких «Дошкольник. Мифы и реалии», опубликованной в Вестнике практической психологии образования N 4 2011 г., которую советую прочесть всем родителям.
По этой картинке легко увидеть, как меняется кора головного мозга ребенка.
Как видите, в 8 лет количество нейронных связей больше, чем в 3 года. Это означает, что мозг ребенка 8 лет совершеннее, процесс обучения происходит в разы быстрее.
Откуда эти нейронные связи взялись?
Был ли у ребенка в этот период преданный наставник, который тренировал его говорить, ходить, размышлять по четко заданной методике или алгоритму?
Не было. У этого ребенка было два эволюционно выработанных механизма:
- стремление действовать,
- стремление подражать.
С помощью них ребенок сам наработал эти нейронные связи. Думая об обучении, мы должны понимать, что ВСЯ деятельность, к которой стремится ребенок, формирует кору головного мозга.
Ребенок моет стол или лезет на дерево, значит, оттачивает грубую и мелкую моторику, работает над координацией движений глаза и руки, учится ориентироваться в пространстве, составляет последовательность действий и т.д.
Собирает конструктор – формирует пространственное восприятие, мелкую моторику, учится составлять алгоритм и действовать по нему.
Играет в куклы – тренирует навык связной речи, накапливает словарный запас.
Этот список можно продолжать бесконечно.
Каждое из этих занятий формирует мозг ребенка и готовит его к чтению, письму и счету.
Из всех дел, которыми занимается в течение дня ребенок, самое бесполезное и вредное – проводить время перед экраном планшета, телефона или телевизора. Как это ни парадоксально, именно от гаджетов родители часто отказываются со скрипом, хотя целый ряд работ физиологов говорит о зрительной гиперстимуляции экранов и их вреде.
Чем бы ни занимался ребенок – он уже учится и готовит себя к школе, к чтению, письму и счету. Но если нам так хочется провести время, как нам кажется, с пользой, какую методику выбрать? Это не имеет никакого значения. Потому что методика – это инструмент, а эффективность методики определяет наше умение наблюдать и замечать.
Значит ли это, что с ребенком совсем не надо ничем заниматься?
Нет, не значит!
Это значит то, что наши занятия должны зависеть не от методики, а от тех потребностей и задач, которые у ребенка на данном этапе есть.
Наша основная задача – увидеть, что именно происходит сейчас в ребенке, что именно на данном этапе он формирует.
Что нам помогает это понять?
Самый главный вопрос-маркер, который мы должны задавать себе:
легко ли мне? Сталкиваюсь ли я с сопротивлением? Надо ли мне удерживать внимание ребенка, увлекая, заставляя или подкупая его?
Если да, значит, то, что я делаю, не соответствует задачам и потребностям ребенка.
Чтобы ориентироваться в потребностях, нам надо знать и помнить о периодах особой чувствительности – сенситивных периодах.
Сенситивные периоды. Что это такое?
Это периоды, когда ярко проявляется тяга к какой-то деятельности или какому-либо аспекту жизни.
Как это понять?
Наблюдать, задавая себе следующие вопросы:
- Какое действие ребенок рвется выполнять?
- Что он выполняет раз за разом с завидным энтузиазмом и усердием?
- Что он выполняет без устали, проявляя все больший интерес?
- Как реагирует ребенок, если это действие прерывается? Расстраивается, впадает в истерику, протестует? Скорее всего, это не испорченный характер и плохое воспитание, а реакция на то, что важную для его развития деятельность мешают осуществить.
Я уже слышу ряд возражений: «Ага! Он книги рвет, крупу всю по полу рассыпал или в рот все тащит, а я буду смотреть и не прерывать?»
Конечно, нет! Но есть одна тонкость!
Продолжение статьи читайте завтра. Я расскажу о маленьком секрете, который сводит на нет все детские истерики. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Оксана Левченко,
основатель клуба «Книжный шкаф детям»,
филолог, педагог, монтессори-педагог, переводчик
Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!
Продолжение статьи здесь >>