Найти тему
Илюша объяснит

Главный секрет успешных людей: почему им не надоедает работа и как такое качество развить в своих детях

Не бывает такого, чтобы родитель не подумал о будущем ребёнка. Я не исключение.

При всём многообразии школ, университетов, принцип социального развития не меняется. Распространён стандартный путь: работоспособный, но неполноценный.

Сначала школа. У школы, концептуально, одна задача: выпустить людей с предсказуемым уровнем знаний. Но не для жизни, а для поступления в университет.

Далее университет. Четыре года учёбы в инкубаторе.

В конце реальность, где выпускнику ещё предстоит доказать свою состоятельность, чтобы устроиться на работу.

***

Вчерашний студент молод, наивен и готов работать за идею. Но работодатель его не ждёт. При том, что работодателей хоть и пишет две страницы требований мелким почерком, в действительности, вновь принятые люди учатся работать на работе.

Понятно, что любому труду соответствует уровень квалификации, но если посмотреть глазами работодателя на соискателя «между строк», то по большому счёту, он хочет, чтобы человек был исполнительный и надёжный. Выходит, дело не столько в требованиях, сколько в доверии.

И я их понимаю. Я бы подбирал людей так же — пусть другие обкатывает человека: я хочу легко сработаться со специалистом, я не хочу рисковать, тратя время на проверку.

Вот и получается, что реальность такова: закончил школу — ещё не готов; закончил университет — ещё не готов. Специалист-полуфабрикат.

И, конечно, выпускнику сложно не обижаться, когда по умолчанию не доверяют вложенным в образование силам и времени.

87% трудоспособного населения (в городе чуть больше, в селе меньше) имеют профессию, подтвержденную дипломом или другим документом. Вместе с тем почти 60% россиян работают не по специальности.
Росстат, 2012 год

Ничего не поделаешь, такова жизнь.

***

Реализоваться в работе, можно полюбив любую профессию, главное при выборе смириться, что от каких-то благ придётся отказаться. Скажем, можно стать лучшим сварщиком на заводе и кайфовать от качества своей работы; можно стать незаменимым токарем; можно мести двор и в быту обходиться малым; можно печь лучший хлеб района; можно делать обувь по спецзаказу и под спецусловия. Нет разницы в чём добиваться мастерства: плохие профессии, хорошие, — это всё вкусовщина и выдумки людей.

Проблема в другом. Без любви к делу, любая работа будет обременением: людям надо третье, пятое, десятое, поэтому нужда заставляет выполнять работу за вознаграждение.

Это значит, если человеку нравится ремонтировать обувь и при этом он хочет ездить в Европу, жить в доме в черте города и ездить на машине премиальной марки, тогда вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, он будет летать в облаках.

Не так давно, люди выбирали профессию, чтобы потом относительно достойно жить. Сегодня технологии расширили возможности человека и позволяют ему заработать на всём.
У каждого есть компьютер и телефон с бесконечным, бесконтактным доступом к миллионам людей одновременно («Инстаграм», «Ютуб» и прочие социальные сети).
Вчера художник был непонятым гением, а сегодня у него «Онлайн-школа для тех, кто хочет научится рисовать». Вчера журналист писал никому не интересную повестку дня о событиях района, а сегодня у него «Онлайн-курсы по раскрутке Инстаграм для начинающих». Вчера гитарист играл на улице, а сегодня у него «Школа музыки для начинающих». Вчера студент раздавал листовки, а сегодня открыл «Онлайн-школу по холодным продажам». Вчера молодая мамашка накопила на абонемент в спортивный зал, а сегодня рассказывает, как бороться с лишним весом. Можно было бы долго продолжать — вокруг полно примеров, если интересно, полистайте «Инстаграм».
Возможности, это хорошо. Ирония в том, что любая работа по своему интересна и сложна.

История показывает, что можно работать по другому: исследователями, изобретателями, музыкантами, художниками, — двигала любознательность, не смотря на препятствия на пути к мастерству.

Какие-то истории заканчивались фатально, какие-то триумфом, — было по-разному, это уже другой вопрос. Важно, что только понимание идеи о том, какую пользу действие несло в мир, помогало им не останавливаться несмотря на общественное порицание, критику коллег, относительно бедное существование (бедное было не у всех).

Если интересно, откройте «Ютуб» и в строке поиска наберите: как я начинал… — всплывут подсказки, со ссылками на видео, где люди рассказывают свои истории.

Повторюсь: неважно, успешная история или нет, суть в том, что двигает человека. И это для меня важнейший вопрос: а как вдохновить ребёнка на тягу к исследованию? Школа таким не занимается — если только учитель проявит добрую волю; таких — единицы. Рассчитывать на везение, что в ближайшей школе окажется именно такой... как-то самонадеянно.

В феврале, волей случая, я встретил, что-то похожее на свои представления.

На ютуб выложили интервью, где представитель университета «Иннополис» разговаривал с руководством компании, которая закладывает в детей то самое идейное зерно любознательности.

Некоммерческая организация «Лаборатория робототехники и промышленного дизайна» — клуб для детей от шести до семнадцати лет.

Клуб — это не кружок, где люди, как вольные творцы, мастерят какие-либо поделки. В нём дети обучаются в контексте актуальных, практически применимых технологий. Под руководством специалистов собирают роботов: учатся паять электросхемы; языкам программирования, чтобы научить роботов выполнять желаемые функции; учатся английскому языку. Если требуется, клуб приглашает сторонних специалистов из технических отделов госкомпаний, чтобы они прочитали курс по передовым технологиям. Так было, когда пришёл человек из Акбарс-банка, чтобы научить детей программировать у роботов компьютерное зрение (благодаря ему робот анализирует пространство, распознаёт предметы и объезжает препятствия: подобная технология используется ГИБДД для фиксации скорости транспорта).

Две команды клуба в 2018 году вошли в сборную России для участия в финале «Всемирной олимпиады по робототехнике» в Таиланде. Две команды заняли призовые места в своей возрастной категории: первое место заняла команда Четвергова Александра — выходят на подиум на 03:25; третье место у команды Зерминова Артёма — выходят на 03:50

На практике процесс обучения выглядит так. Есть престижное мировое первенство — «Всемирная олимпиада по робототехнике (WRO)». Комиссия WRO задаёт тему на год, команды готовят проекты, приезжают с ними на соревнование и как в любом спорте, тут есть победитель и проигравший.

Темой 2018 года была — «Еда имеет значение». Проект должен был соответствовать следующим критериям:

  • Развивать ресурсосберегающее земледелие.
  • Улучшать качество питания.
  • Обеспечивать продовольственную безопасность.
  • Устранять голод.

Это единственные вводные данные для команд по всему миру. А возможное количество решений ограничено фантазией.

Не вдаваясь в технические детали процесс подготовки проекта такой. Сначала дети исследуют предмет: как работает сельское хозяйство, какие технологии применяются; какие нет и почему; какие есть программы по поддержке бедных регионов; как они работают и многое другое. Цель исследователя собрать максимум информации — лишнее потом выбрасывается.

Дальше идёт этап фильтрации идей: дети анализируют ресурсы. Какие-то идеи технически сделать сложно и дорого; для каких-то есть время и деньги, но надо спланировать работу, чтобы завершить проект в срок.

Сложность проекта в том, что он хоть и детского масштаба, но от это он не теряет практического применения. То есть, если проект развернуть до готовой к применению технологии в масштабе фабрики или комбината — решение детей не потеряет в работоспособности.

В процессе мозгового штурма, у детей появляется видение проекта.

До определенного момента дети могут самостоятельно оценить силы, ресурсы, чтобы спланировать работу: какими-то знаниями, полезными для проекта, они владеют; какими-то нет — это всё заносится в план работы
До определенного момента дети могут самостоятельно оценить силы, ресурсы, чтобы спланировать работу: какими-то знаниями, полезными для проекта, они владеют; какими-то нет — это всё заносится в план работы

После, видение презентуется тренеру.

Тренер — это специалист-практик, с библиотекой знаний и опытом реализованных проектов. Имея те же вводные, что и дети, он найдёт на порядок больше решений.

-3

Тренер слушает и направляет. Он хоть и видит многие варианты развития проекта — и мог бы даже сразу указать на лучший по своему мнению, — но он не говорит; и никакой не навязывает. Его задача помочь команде посмотреть на возможные развития проекта с разных сторон — это помогает им самостоятельно прийти к решению. Иначе это будет его желание, а не желания команды — это принципиально важно.

-4

Важно, чтобы дети приняли осознанное решение: оценили нагрузку школьной программы; нагрузку проекта; возможно, на период проекта ограничили себя от видеоигр, сериалов — от всего, что отвлечёт от работы.

А то как бывает: наступает момент, когда в пылу вырывается сказать, что принимал решение под давлением, что хотел другого.

В прошлые года в клубе случалось, что член команды сходил с дистанции: то ли из-за экзаменов в школе, то ли из-за моральной усталости — человек бросил команду, и ушёл заниматься важными для себя делами. Команду вытащил тот, для кого довести дело до конца, это был вопрос не призового места на олимпиаде, а скорее вызов своему характеру: проиграет ли сомнениям, одолевающих голову или просто последовательно выполнит требуемую работу. Короче, победитель получил всё: славу и уважение (может ещё денег дали, не знаю).
-5

В итоге, команда делает проект, едет на соревнование, побеждает — проигрывает, это всё круто, но дело не в том.

Результат — это видимое следствие напряжённой работы. Сколько сил было вложено в проект, никто не узнает. Хотя именно невидимый опыт, воспитывает в детях упорство, любознательность, желание создавать и действовать, несмотря на палки в колёсах, которые вставляют обстоятельства.

В итоге, член клуба за одиннадцать лет школы, соберёт с командой одиннадцать проектов; и каждый проект будет решать задачи сегодняшнего дня. А потом вложит четыре года университета в исследование робототехники.

В клубе учат английский язык, в первую очередь, чтобы защищать проект перед иностранной комиссией. Во вторую, чтобы читать и смотреть обучающие материалы. В будущем, английский язык и накопленный опыт, поможет, при желании и возможностях, поступить в любой университет мира

И когда специалист выйдет в мир с багажом сделанных проектов, его как минимум захотят нанять, не дожидаясь, пока он накопит «требуемый опыт». Как максимум, он сможет открыть компанию, собрать команду, распределить обязанности и молодым отрядом оказывать услуги для бизнеса.

Например, для сельского хозяйства:

Ферма с тысячей коров. У каждой коровы на ноге датчик, вроде фитнес-браслета. С датчика передаются данные на компьютер: сколько корова делает шагов, как долго она стоит, сколько часов спит. Компьютер обрабатывает информацию и выдает её фермеру в виде графиков. По ним фермер видит, какая конкретно корова готова к осеменению — программист-аналитик нашёл в собранных данных закономерность: как только корова начинает ходить чуть больше, чем обычно — это говорит не только о течке, но и показывает день для благоприятного зачатия. Сейчас это делает автоматика, а раньше человек.

Ребята с подобными характером и опытом, более чем способны: они могут ради забавы с 80% точностью предсказать, кто выжил, а кто утонул в день, когда затонул «Титаник»:

Дано: список пассажиров и экипажа «Титаника», где 1502 человека из 2224 человек на борту погибли в день столкновения корабля с айсбергом, 15 апреля 1912 года. Подробности про каждого второго из них — пол, возраст, порт отправления, где и за какие деньги куплен билет, первым классом плыл или третьим, сколько членов семьи было на борту — собраны в таблицу.
Предсказать: кто утонет, а кто выживет, основываясь только на данных из таблицы. Психологические портреты, воспоминания современников и дневники, которые могли бы что-нибудь объяснить про мотивы спасшихся и рассказать конкретную историю спасения, использовать, конечно, нельзя. Все выводы нужно делать на основе голых анкетных характеристик.
Это учебная задача на сайте Kaggle.com, с которой часто начинается карьера разработчиков искусственного интеллекта. Обычно сюда приходят решать задачи за деньги — участвовать в конкурсах с призовым фондом в десятки или сотни тысяч долларов. Крупные компании, от банков до медицинских клиник и трубопрокатных заводов, выкладывают порции своих больших данных и предлагает придумать алгоритм, который сделает из них какие-нибудь полезные выводы. Например, случится ли поломка на конвейере, есть ли на рентгеновском снимке указания на рак, и стоит ли выдавать человеку кредит. В каждом таком конкурсе соревнуются сотни, а иногда и тысячи команд программистов и программистов-одиночек. Те, кто войдёт в первую тройку, разделят между собой призовые деньги, а люди из первой десятки могут быть уверены, что в ближайшие дни после оглашения результатов им напишут рекрутеры крупных компаний, работающих с данными.
Борислав Козловский. «Максимальный репост».

***

Описанный случай со школой робототехники, это один из возможных сценариев развития. Чем бы не заинтересовался ребёнок — всё на пользу: хоть спорт, хоть музыка… не имеет значения. Любовь к знаниям, желание служить миру тем, что получается делать лучше всего — это путеводные звёзды в океане противоречий.

Миссия — это то, что я представляю собой в этом мире, что я хочу совершить прежде всего и как я хочу это совершить. Если бы пришёл час моей смерти, я мог бы искренне сказать: это то, ради чего я хочу жить
Дмим Кэмп. «Сначала скажите „НЕТ“».

С другой стороны, может я себе напридумывал. Кто знает, может моим единственным напутствием в судьбоносный час будет: «Поступай на <…> — они хорошо зарабатывают».

Я же вижу: не надо быть профессионалом, чтобы относительно достойно жить. Человек, как вода — в любых обстоятельствах найдёт выход; миллионы нашли; и он найдёт.