История репортера, которого выгнали с работы за то, что он первым сообщил о конце войны
В мае 1945-го корреспондент "Associated Press" Эдвард Кеннеди подарил своему агентству, пожалуй, одну из самых значительных новостей в истории. За целый день до того, как это сделали остальные, он сообщил о подписании безоговорочной капитуляции Германии. Однако его ждала не репортерская слава, а публичное осуждение и увольнение.
К концу Второй мировой Эдвард Кеннеди был одним из самых уважаемых военных корреспондентов AP. Его можно было назвать и журналистом, и дипломатом, и солдатом. И вполне закономерно, что он оказался среди тех 17 представителей прессы, которых пригласили на подписание капитуляции во французском Реймсе ночью 7 мая.
Однако присутствовавший от советской стороны генерал Суслопаров не успел получить ответ из Москвы и действовал без санкции свыше. Указания пришли уже после церемонии - для Сталина было неприемлемым подписание акта о капитуляции где-то еще кроме захваченного Красной армией Берлина. Пока происходила подготовка ко второй церемонии подписания акта, по просьбе советской стороны новости не объявляли. С журналистов взяли слово, что те будут молчать следующие 36 часов.
Тем не менее сами немцы сделали для своих граждан заявление уже тем же днем. Для Кеннеди, который считал и 36 часов слишком большим сроком молчания, ведь изначально предполагалось хранить тишину всего три часа, это оказалось последней каплей. Разозленный репортер отправился к военному цензору и высказал обвинение в том, что союзники позволили сделать немцам заявление и тем самым нарушили договор с журналистами, а он больше не может держать новость в тайне. Кроме всего прочего, с точки зрения Кеннеди это было просто абсурдно - пытаться скрыть известия такого масштаба.
Цензор же отмахнулся от него.
По словам Кеннеди, он думал над ситуацией 15 минут. А потом взял военный телефон и связался с лондонским бюро AP.
Учитывая, что последние пару недель до этого ползли слухи, сплетни, постоянно появлялись неподтвержденные данные о том, когда же Германия сдастся, и все ждали этого события со дня на день, новость сработала как спусковой крючок. Около 500 тыс. человек собралось в Нью-Йорке на Таймс-сквер, из окон офисных зданий на улицы сыпались ленты и конфетти, празднование началось по всей Америке.
Сообщая информацию, Кеннеди не счел нужным сказать, что на нее все еще наложен запрет и он действует самовольно. Для некоторых коллег поступок журналиста был предательством. Один из них писал, что если это и была сенсация, то в том нет никакой заслуги Кеннеди, поскольку так вышло лишь потому, что остальные 16 репортеров выполнили в отличие от него свои обязательства.
Возмездие было скорым. Военные ненадолго приостановили деятельность AP, а сам Кеннеди был выслан из Франции. В Америке же его поспешил публично осудить президент AP. Вслед за ним генеральный директор обвинил Кеннеди в том, что тот не проконсультировался предварительно с редакторами. Из информационного агентства его вскоре уволили.
Тем не менее, сам Эдвард Кеннеди утверждал, что сделал бы все то же самое снова. Вплоть до соей внезапной смерти в ДТП в 1963 году, журналист отстаивал свою правоту и добивался оправдания от работодателя.
Спустя 67 лет после скандала, на сторону Кеннеди встал президент и генеральный директор "Associated Press" Том Керли и принес извинения за то, как компания с ним обошлась. По его словам, раскрытие информации не ставило под угрозу войска, а люди имели право знать, что война, наконец, окончена. AP было не обязано подчиняться приказам военных.