В прошлой публикации я рассказал о своих впечатлениях от знакомства с новыми президентскими автомобилями, разработанными в ФГУП НАМИ. Но интересно вспомнить, какие автомобили использовались первыми лицами СССР много лет назад. Пожалуй, самым ярким из них был ЗИС-110С, он же ЗИС-115, о котором и пойдет речь ниже.
Созданный коллективом московского завода ЗИС-110 был прекрасным и современным по тому времени представительским автомобилем. Однако, панически боявшийся покушений Сталин, поставил задачу разработки сверхбезопасного варианта этого автомобиля. Поэтому параллельно с выпуском серийного ЗИС-110 велась работа над созданием бронированной версией лимузина специально для товарища Сталина. Первоначально эта модель получила наименование ЗИС-110С, а затем ЗИС-115. К 1947 году работы над созданием шестиместного автомобиля скрытого бронирования были завершены.
При создании ЗИС-115 в первую очередь учитывалось пожелание Сталина о том, чтобы броневой защите автомобиля не страшны были автоматный и пулеметный огонь, а также осколки мин и гранат. При этом бронированная версия не должна ничем отличаться от серийного ЗИС-110.
Производство ЗИС-115 было строго засекречено. Вначале изготавливалась так называемая бронекапсула, затем к ней приваривались все составляющие кузова. Бронекапсула под грифом «Изделие №100» изготавливалась на военном заводе недалеко от Подольска. При этом использовался самый лучший на тот момент броневой лист. Броневая защита проходила предварительные испытания на полигоне, затем только передавалась сборщикам.
Утверждается, что Сталин проявил особый интерес к броневой защите автомобиля. На его вопрос о гарантиях защиты, конструкторы ответили, что броня машины «согласно проведенным расчетам» выдержит обстрел из автоматического оружия.
Тогда советский лидер предложил конструкторам, находясь внутри, самим испытать надежность защиты. Машину с конструкторами обстреляли из автоматов, после чего в кузове не было найдено ни одной пули. В результате комиссия сразу приняла ЗИС-115.
Толщина пуленепробиваемых стёкол равнялась 70 мм. Стёкла дверей перемещались в своих проёмах лишь наполовину, причём вниз они опускались за счёт собственного веса поворотом специального барашка, а вверх поднимались с помощью гидравлических домкратов, вмонтированных внутрь двери.
Помимо усиленных замков дверей на обеих задних и правой передней дверях имелись массивные цепочки для предотвращения нежелательного открытия.
Дверь весила около 300 кг. В некоторых лимузинах ЗиС-115 устанавливались кондиционеры. Компрессор находился под капотом, а сама установка была установлена в багажнике. Воздуховоды шли прямо в салон и располагались по обе стороны от заднего стекла. Сиденья набивались гагачьим пухом и обивались дорогим сукном. Передние сиденья были обшиты кожей.
В специальной литературе иногда говорится, что по сравнению с серийной моделью в ЗИС-115 отсутствовала стеклянная перегородка между водительским местом и салоном. Якобы Сталин при посещении завода обронил фразу: "У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить". Однако, во всех сохранившихся машинах, кроме одной, хранящейся в Музее техники Вадима Задорожного, такая перегородка все-таки имеется.
Сегодня это обстоятельство позволяет предположить, что именно этот экземпляр автомобиля использовался лично И.В. Сталиным. Хотя никаких официальных подтверждений этому пока не найдено.
У автомобиля были двойное днище, двойная крыша и особо усиленная задняя стенка. Вес машины составлял примерно 5300 кг. Позднее появилась разновидность автомобиля ЗИС-110 СО ( буква "О" означала "облегченный"). Масса облегченной версии была примерно на 400 кг меньше. У ЗИС-115 была усилена подвеска, мосты имели несколько иную конструкцию, а двигатель форсирован со 140 до 162 л.с. Скорость автомобиля составляла немногим более 100 км/час, по сравнению со 140 км/час у ЗИС -110.
Внешне ЗИС-115 был мало чем отличался от серийного автомобиля ЗИС-110, за исключением некоторых деталей, которые можно было заметить лишь вблизи. У ЗИС-115 были установлены центральная противотуманная фара и два спецсигнала, кроме того, шины были увеличенного размера шин (7,50 - 17 вместо 7,50 – 16) без белых боковин, у автомобиля был большой вырез заднего крыла с внешней стороны под установку больших колес и "мутноватые" стекла. Более выпуклые колпаки колёс скрывали усиленные ступицы мостов.
VIP пассажиры чувствовали себя в салоне ЗИС-115 вполне комфортно, чего нельзя сказать о водителе. Его рабочее место было прямо скажем тесновато. Кроме того, по рассказам бывалых, толстые лобовые стекла вносили искажения и способствовали повышенной утомляемости глаз и, как следствие, быстрому ухудшению зрения.
Изготовление одного бронированного ЗИСа обходилось в астрономическую сумму около 800000 рублей. Для сравнения можно сказать, что окончательная магазинная цена автомобиля "Победа"в то же время составляла 16000 рублей. И даже эта цена была недоступна для подавляющего большинства советских граждан.
Всего было выпущено около 50 экземпляров лимузина ЗИС-115. Многие из них оказались за границей. Сталин использовал эту модель в качестве основного служебного автомобиля. Два автомобиля находились в Ленинграде, около десяти в Москве и на загородных дачах, остальные в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и Закавказье. Боявшийся покушения Сталин, никогда не использовал один и тот же экземпляр автомобиля постоянно, поэтому невозможно точно сказать, на какой из сохранившихся машин он реально ездил. До наших дней сохранилось несколько экземпляров ЗИС-115. В основном они находятся в музеях и частных коллекциях. Один такой автомобиль имеется в коллекции Политехнического музея.
Недавно его потребовалось перевезти из старого подземного хранилища на территорию Открытых фондов музея в Технополис "Москва" в Текстильщиках. Для перемещения этой тяжелой машины пришлось заказывать эвакуатор повышенной грузоподъемности.
Благодарю, что дочитали мою публикацию до конца.