Найти в Дзене
4R.ru

Водительские права в России: от А до Е

Для чего нужны различные графы в российском водительском удостоверении и как их открыть В 2013 году в России существенно изменились правила сдачи экзаменов на водительские права, порядок обучения и получения водительских удостоверений, появились новые виды категорий водительских прав, которых не было до этого. Естественно, эти изменения затронули огромное количество авто- и мотолюбителей, а также профессиональных водителей. Графы в водительских правах после 2013 года А1 — легкие мотоциклы. Можно управлять мототехникой с двигателем объемом до 125 «кубов». Ее также можно получить с 16 лет. А — все остальные мотоциклы, в том числе со специальными мотоциклетными прицепами. В1 — трициклы и квадрициклы, в том числе с соответствующими прицепами. В — легковые автомобили и легкие грузовики массой до 3,5 тонн и с количеством мест не более 8, допускается буксировка прицепа полной массой до 750 кг. С — грузовики, в т. ч. с легким «легковым» прицепом. С1 — грузовики массой до 7,5 т. D — автобусы,
Оглавление

Для чего нужны различные графы в российском водительском удостоверении и как их открыть

От обучения в автошколе исключительно на автоматической коробке передач до международного удостоверения — 4R.ru подробно разобрал все категории прав, принятые сегодня в нашей стране.
От обучения в автошколе исключительно на автоматической коробке передач до международного удостоверения — 4R.ru подробно разобрал все категории прав, принятые сегодня в нашей стране.

В 2013 году в России существенно изменились правила сдачи экзаменов на водительские права, порядок обучения и получения водительских удостоверений, появились новые виды категорий водительских прав, которых не было до этого. Естественно, эти изменения затронули огромное количество авто- и мотолюбителей, а также профессиональных водителей.

Графы в водительских правах после 2013 года

-2

А1 — легкие мотоциклы. Можно управлять мототехникой с двигателем объемом до 125 «кубов». Ее также можно получить с 16 лет.

А — все остальные мотоциклы, в том числе со специальными мотоциклетными прицепами.

В1 — трициклы и квадрициклы, в том числе с соответствующими прицепами.

В — легковые автомобили и легкие грузовики массой до 3,5 тонн и с количеством мест не более 8, допускается буксировка прицепа полной массой до 750 кг.

С — грузовики, в т. ч. с легким «легковым» прицепом.

С1 — грузовики массой до 7,5 т.

D — автобусы, в т. ч. с легким прицепом. Получение прав категории D и D1 возможно только по достижении 21 года.

D1 — микроавтобусы с количеством сидячих место не более 16.

Дальше следует пять категорий, позволяющих управлять транспортными средствами с большими  прицепами, все они имеют в своем названии букву Е. Как правило, для получения такого типа прав необходим как минимум один год стажа на автомобиле такой же базовой категории, но без прицепа.

ВЕ — легковые автомобили и легкие грузовики с прицепом массой от 750 до 3500 кг, при этом масса прицепа не должна превышать массу автомобиля без нагрузки.

СЕ — грузовики с категории С с прицепом от 750 кг до 12 т.

С1Е — средний грузовик с прицепом от 750 кг. Верхняя планка прицепа для этой категории — 7,5 т, но масса прицепа также не должна превышать массу автомобиля без нагрузки. Т. е. если ваш грузовик имеет массу без нагрузки меньше 7,5 тонн, то и разрешенная масса прицепа будет меньше.

DE — автобус с прицепом от 750кг до 3,5 т

D1E — автобус соответствующей категории с прицепом от от 750кг до 3,5 т

О том, какие права на автомобиль действуют сейчас в России, о обучении в автошколах и процедуре сдачи водительского экзамена подробно читайте в этом материале.

Категория А1

-3

Категория A означает право управлять любыми мотоциклами без ограничений по мощности, кубатуре и т. п. С 2013 года в России для вождения легких мотоциклов гражданами, не достигшими 18-летнего возраста существует специальная категория A1. Для управления «полноценными» байками нужно ждать 18-летия — и снова идти учиться и сдавать на полную категорию A. При этом если вы сразу сдаете на A, то A1 проставляется у вас на пластиковой карточке автоматически 

Подробнее - в статье про категорию А.

Категория А1

-4

Категория A1 дает ее обладателю право управлять только легкими мотоциклами, оборудованными двигателями внутреннего сгорания объемом от 50 до 125 «кубиков» или электромоторами мощностью до 11 кВт.

Категория А1, как и полноценная А, автоматически открывает категорию М - мопеды и скутеры. Подробно про графу А1 можно прочитать в статье.

Категория М

-5

Категория М в правах обозначает определенный круг транспортной техники, которыми имеет право управлять ее обладатель. Это мопеды, мотороллеры, легкие трициклы и квадрициклы (не путать с квадрОциклами, на которые нужны вообще другие права) и другие моторные транспортные средства массой до 350 кг без учета массы топлива и аккумуляторов. Они оборудованы двигателями внутреннего сгорания объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электромоторами мощностью не более 4 кВт. Скорость транспортного средства конструктивно также не должна превышать 50 км/ч.

В России существуют только две категории прав, которые могут получить граждане в возрасте до 18 лет: это М и подкатегория A1 (мотоциклы объемом до 125 куб. см.). Детали - в материале по этой ссылке.

Категория В

-6

Категория В в правах — самая распространенная в Российской Федерации. Она означает, что их обладателю разрешено управлять легковыми автомобилями, масса которых не превышает 3,5 тонн, а число посадочных мест включая водителя не превышает 8. Кроме того, к такому автомобилю без открытия каких-либо дополнительных категорий может быть присоединен прицеп полной массой до 750 кг.

О том, как сейчас принято обучаться и сдавать на самую главную графу в российских правах, смотрите в нашем материале.

Категория В1

-7

В1 — самая «загадочная» категория водительских прав. Если вкратце, это права, позволяющие управлять техникой, которая находится между мотоциклами и автомобилями — всевозможными трициклами, квадрициклами и тому подобными транспортными средствами.

Категория В1 в правах появилась достаточно недавно — ее начали проставлять в удостоверения нового международного образца в 2014 году. Это дополнительная подкатегория, разрешающая управлять всевозможными «странными» транспортными средствами, которые не относятся ни к категории A, ни к категории В, но имеют признаки и тех, и других.

Подробности о ТС, относящихся к категории В1, а также ситуациях, в которых могут понадобиться такие права, можно узнать в этой статье.

Категория С

-8

Категория С водительских прав — одна из самых популярных. Она дает право управлять грузовыми автомобилями, а значит востребована не только и не столько у автолюбителей, сколько у людей, решивших стать профессиональными водителями. Однако бывают нужны такие права и обычным автомобилистам - при управлении тяжелым внедорожником.

Как сэкономить на обучении и получить права в 17 лет, написано в данном материале.

Категория С1

Графа для грузовиков массой от 3,5 до 7,5 тонн неожиданно оказалась в водительском удостоверении самой ненужной.
Графа для грузовиков массой от 3,5 до 7,5 тонн неожиданно оказалась в водительском удостоверении самой ненужной.

Индекс С1 означает, что водитель с такой категорией имеет право управлять легкими грузовыми автомобилями массой от 3500 до 7500 с количеством мест, не превышающим 8, в том числе с прицепом, не превышающим массу в 750 кг.

Дело в том, что отдельного обучения на эту категорию в программах автошкол не предусмотрено. Изначально предполагалось, что С1 станет любительской грузовой категорией для тех, кто управляет тяжелыми внедорожниками типа Hummer H2 или Chevrolet Suburban в «тяжелых» комплектациях и при случае может оказаться за рулем небольшого грузовика типа «Валдай» или тяжелого фургона вроде наиболее грузоподъемных версий Sprinter. Предполагалось, что новая категория, в отличие от полноценной категории С, не будет позволять водителю работать по найму, но в случае необходимости даст ему право управлять техникой, слегка выходящей за рамки категории В.

Подробнее о невостребованности данной категории и других нюансах можно узнать в статье "Категория С1 в российских правах: цена, программы обучения и практическое применение"

Категория D

-10

Категория D — одна из самых серьезных в водительских правах в РФ. Она означает, что ее обладатель может управлять автобусом с любым мыслимым и немыслимым количеством мест. Исключение составляют сочлененные автобусы — для них нужна категория DE, как на автобус с большим прицепом.

На водителях автобусов лежит наибольшая ответственность — они отвечают не только за свою жизнь и груз, но и за жизни перевозимых пассажиров, поэтому проходить обучение, сдавать экзамены и управлять подобным транспортом допускаются только лица, достигшие 21 года.

Об отличиях категории D от D1, стоимости и процедуре обучения и сдаче на открытие данной графы можно прочитать в статье по этой ссылке.

Категория D1

-11

Очередная хорошая задумка российских законодателей, которая на практике никак не работает — это новая подкатегория D1 в водительских правах. Получить ее отдельно от полноценной D практически невозможно и, по сути, никому не нужно.

Бывает так, что микроавтобусы превышают разрешенное для категории В количество мест незначительно — такие машины могли бы использовать в частном порядке люди с большой семьей, для выездов на природу большой компанией и т.п. Для таких «автобусников-любителей» и была придумана категория D1 — если водитель не выходит в регулярные рейсы, не работает на линии, а число посадочных средств транспортного средства не превышает 16 человек включая водителя — то все премудрости автобусного дела такому водителю вроде как не нужны. Другая «целевая аудитория», под которую создавалась новая подкатегория в российских водительских правах — это водители городских маршруток.

Однако законодатели так и не придумали, как они в этом случае будут регулировать обмен уже выданных удостоверений категории D. Подробнее можно прочитать в этой публикации.

Категория Е

-12

В «чистом» виде категория E не встречается, т.к. под разные типы транспортных средств существуют и разные типы прицепов. Получить категорию Е можно только в дополнение к уже открытой категории В, С или D.

Далеко не все прицепы требуют категории Е в правах человека, управляющего тягачом. Так, без каких-либо дополнительных разрешений можно буксировать любые прицепы к транспортным средствам категорий А и В1 — в силу ограниченных возможностей такого «тягача» все они имеют незначительные габариты и массу и не сильно влияют на управляемость мотоцикла, трицикла или квадрицикла.

«Тяжелые» прицепы – это транспортные средства, максимальная разрешенная масса которых превышает 0,75 тонны. Их подробная классификация и подкатегории для данной графы в водительском удостоверении, а также методы и стоимость обучения приведены в данном обзоре.