Для чего нужны различные графы в российском водительском удостоверении и как их открыть
В 2013 году в России существенно изменились правила сдачи экзаменов на водительские права, порядок обучения и получения водительских удостоверений, появились новые виды категорий водительских прав, которых не было до этого. Естественно, эти изменения затронули огромное количество авто- и мотолюбителей, а также профессиональных водителей.
Графы в водительских правах после 2013 года
А1 — легкие мотоциклы. Можно управлять мототехникой с двигателем объемом до 125 «кубов». Ее также можно получить с 16 лет.
А — все остальные мотоциклы, в том числе со специальными мотоциклетными прицепами.
В1 — трициклы и квадрициклы, в том числе с соответствующими прицепами.
В — легковые автомобили и легкие грузовики массой до 3,5 тонн и с количеством мест не более 8, допускается буксировка прицепа полной массой до 750 кг.
С — грузовики, в т. ч. с легким «легковым» прицепом.
С1 — грузовики массой до 7,5 т.
D — автобусы, в т. ч. с легким прицепом. Получение прав категории D и D1 возможно только по достижении 21 года.
D1 — микроавтобусы с количеством сидячих место не более 16.
Дальше следует пять категорий, позволяющих управлять транспортными средствами с большими прицепами, все они имеют в своем названии букву Е. Как правило, для получения такого типа прав необходим как минимум один год стажа на автомобиле такой же базовой категории, но без прицепа.
ВЕ — легковые автомобили и легкие грузовики с прицепом массой от 750 до 3500 кг, при этом масса прицепа не должна превышать массу автомобиля без нагрузки.
СЕ — грузовики с категории С с прицепом от 750 кг до 12 т.
С1Е — средний грузовик с прицепом от 750 кг. Верхняя планка прицепа для этой категории — 7,5 т, но масса прицепа также не должна превышать массу автомобиля без нагрузки. Т. е. если ваш грузовик имеет массу без нагрузки меньше 7,5 тонн, то и разрешенная масса прицепа будет меньше.
DE — автобус с прицепом от 750кг до 3,5 т
D1E — автобус соответствующей категории с прицепом от от 750кг до 3,5 т
О том, какие права на автомобиль действуют сейчас в России, о обучении в автошколах и процедуре сдачи водительского экзамена подробно читайте в этом материале.
Категория А1
Категория A означает право управлять любыми мотоциклами без ограничений по мощности, кубатуре и т. п. С 2013 года в России для вождения легких мотоциклов гражданами, не достигшими 18-летнего возраста существует специальная категория A1. Для управления «полноценными» байками нужно ждать 18-летия — и снова идти учиться и сдавать на полную категорию A. При этом если вы сразу сдаете на A, то A1 проставляется у вас на пластиковой карточке автоматически
Подробнее - в статье про категорию А.
Категория А1
Категория A1 дает ее обладателю право управлять только легкими мотоциклами, оборудованными двигателями внутреннего сгорания объемом от 50 до 125 «кубиков» или электромоторами мощностью до 11 кВт.
Категория А1, как и полноценная А, автоматически открывает категорию М - мопеды и скутеры. Подробно про графу А1 можно прочитать в статье.
Категория М
Категория М в правах обозначает определенный круг транспортной техники, которыми имеет право управлять ее обладатель. Это мопеды, мотороллеры, легкие трициклы и квадрициклы (не путать с квадрОциклами, на которые нужны вообще другие права) и другие моторные транспортные средства массой до 350 кг без учета массы топлива и аккумуляторов. Они оборудованы двигателями внутреннего сгорания объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электромоторами мощностью не более 4 кВт. Скорость транспортного средства конструктивно также не должна превышать 50 км/ч.
В России существуют только две категории прав, которые могут получить граждане в возрасте до 18 лет: это М и подкатегория A1 (мотоциклы объемом до 125 куб. см.). Детали - в материале по этой ссылке.
Категория В
Категория В в правах — самая распространенная в Российской Федерации. Она означает, что их обладателю разрешено управлять легковыми автомобилями, масса которых не превышает 3,5 тонн, а число посадочных мест включая водителя не превышает 8. Кроме того, к такому автомобилю без открытия каких-либо дополнительных категорий может быть присоединен прицеп полной массой до 750 кг.
О том, как сейчас принято обучаться и сдавать на самую главную графу в российских правах, смотрите в нашем материале.
Категория В1
В1 — самая «загадочная» категория водительских прав. Если вкратце, это права, позволяющие управлять техникой, которая находится между мотоциклами и автомобилями — всевозможными трициклами, квадрициклами и тому подобными транспортными средствами.
Категория В1 в правах появилась достаточно недавно — ее начали проставлять в удостоверения нового международного образца в 2014 году. Это дополнительная подкатегория, разрешающая управлять всевозможными «странными» транспортными средствами, которые не относятся ни к категории A, ни к категории В, но имеют признаки и тех, и других.
Подробности о ТС, относящихся к категории В1, а также ситуациях, в которых могут понадобиться такие права, можно узнать в этой статье.
Категория С
Категория С водительских прав — одна из самых популярных. Она дает право управлять грузовыми автомобилями, а значит востребована не только и не столько у автолюбителей, сколько у людей, решивших стать профессиональными водителями. Однако бывают нужны такие права и обычным автомобилистам - при управлении тяжелым внедорожником.
Как сэкономить на обучении и получить права в 17 лет, написано в данном материале.
Категория С1
Индекс С1 означает, что водитель с такой категорией имеет право управлять легкими грузовыми автомобилями массой от 3500 до 7500 с количеством мест, не превышающим 8, в том числе с прицепом, не превышающим массу в 750 кг.
Дело в том, что отдельного обучения на эту категорию в программах автошкол не предусмотрено. Изначально предполагалось, что С1 станет любительской грузовой категорией для тех, кто управляет тяжелыми внедорожниками типа Hummer H2 или Chevrolet Suburban в «тяжелых» комплектациях и при случае может оказаться за рулем небольшого грузовика типа «Валдай» или тяжелого фургона вроде наиболее грузоподъемных версий Sprinter. Предполагалось, что новая категория, в отличие от полноценной категории С, не будет позволять водителю работать по найму, но в случае необходимости даст ему право управлять техникой, слегка выходящей за рамки категории В.
Подробнее о невостребованности данной категории и других нюансах можно узнать в статье "Категория С1 в российских правах: цена, программы обучения и практическое применение"
Категория D
Категория D — одна из самых серьезных в водительских правах в РФ. Она означает, что ее обладатель может управлять автобусом с любым мыслимым и немыслимым количеством мест. Исключение составляют сочлененные автобусы — для них нужна категория DE, как на автобус с большим прицепом.
На водителях автобусов лежит наибольшая ответственность — они отвечают не только за свою жизнь и груз, но и за жизни перевозимых пассажиров, поэтому проходить обучение, сдавать экзамены и управлять подобным транспортом допускаются только лица, достигшие 21 года.
Об отличиях категории D от D1, стоимости и процедуре обучения и сдаче на открытие данной графы можно прочитать в статье по этой ссылке.
Категория D1
Очередная хорошая задумка российских законодателей, которая на практике никак не работает — это новая подкатегория D1 в водительских правах. Получить ее отдельно от полноценной D практически невозможно и, по сути, никому не нужно.
Бывает так, что микроавтобусы превышают разрешенное для категории В количество мест незначительно — такие машины могли бы использовать в частном порядке люди с большой семьей, для выездов на природу большой компанией и т.п. Для таких «автобусников-любителей» и была придумана категория D1 — если водитель не выходит в регулярные рейсы, не работает на линии, а число посадочных средств транспортного средства не превышает 16 человек включая водителя — то все премудрости автобусного дела такому водителю вроде как не нужны. Другая «целевая аудитория», под которую создавалась новая подкатегория в российских водительских правах — это водители городских маршруток.
Однако законодатели так и не придумали, как они в этом случае будут регулировать обмен уже выданных удостоверений категории D. Подробнее можно прочитать в этой публикации.
Категория Е
В «чистом» виде категория E не встречается, т.к. под разные типы транспортных средств существуют и разные типы прицепов. Получить категорию Е можно только в дополнение к уже открытой категории В, С или D.
Далеко не все прицепы требуют категории Е в правах человека, управляющего тягачом. Так, без каких-либо дополнительных разрешений можно буксировать любые прицепы к транспортным средствам категорий А и В1 — в силу ограниченных возможностей такого «тягача» все они имеют незначительные габариты и массу и не сильно влияют на управляемость мотоцикла, трицикла или квадрицикла.
«Тяжелые» прицепы – это транспортные средства, максимальная разрешенная масса которых превышает 0,75 тонны. Их подробная классификация и подкатегории для данной графы в водительском удостоверении, а также методы и стоимость обучения приведены в данном обзоре.