Кроме того, что золотое сечение – это геометрическая пропорция, это ещё и неразрешимый спор о вере (или неверии) в математическую обусловленность красоты, совершенства, идеалов, искусства, музыки, природы и науки. Да, в общем, всего сущего.
Интересная история эта началась примерно за 500 лет до нашей эры. Древнегреческому философу, математику и ученому, Пифагору (570 – 495 до н.э.) удалось выявить общность пропорций между египетскими гробницами, храмами, статуями. Решение геометрической формулы «подсказал» зодчий Хесир, изображенный на деревянной доске в гробнице своего имени. Он держит в руках измерительные приборы с записанными на них пропорциями золотого деления. Термин «золотое сечение» принадлежит Да Винчи, а до него оно называлось золотым делением.
Золотое деление - это такая пропорция отрезков, при которой меньший из них относится к большему так же, так больший к сумме двух отрезков. А если ещё короче, то меньшая часть относится к большей, как большая к целому. Математически это числа 0,6 (меньшее в большему) и 1,62 (большее к меньшему). Например, пересечения прямых в пятиконечной звезде формируют именно такие отрезки. Каждый завиток улитки отвечает закону золотого сечения. Увеличение каждого шага её спирали равномерно. Архимед, увидев эту закономерность, даже вывел уравнение спирали. Цикорий выбрасывает каждый последующий отросток, на котором он формирует листочек, немного меньше предыдущего, и их соотношения тоже равны 0,6 или 1,6. Даже листочки у него подчинены этому же закону. Длина хвоста ящерицы относится к её телу как 62 к 38. И даже яйцо птицы содержит такие же пропорции. Вот вам и отгадка.
Так мы вплотную подошли к человеку. Здесь все становится еще интереснее. Древним ваятелям был известен закон золотых пропорций в человеческом теле. Линия талии делит тело четко в соотношении 38% (от пупка до макушки) и 62% (от талии до ступней ног) по отношению к росту. Причем соотношения прочих частей тела человека тоже имеют такие пропорции. Например, отношение кисти к предплечью или всего предплечья вместе с кистью к длине плеча. В лице мы находим всё то же золотое сечение. Высота от макушки до линий бровей относится к линии лица от бровей до подбородка как 38 к 62, линия нос-губы к линии губы-подбородок также равна 38 к 62. Немецкий профессор Цейзинг в 1955 году опубликовал работу, в которой привел измерения двух тысяч человеческих тел и заключил, что пропорции золотого сечения являются среднестатистическими, то есть закономерными. Он исследовал греческие статуи, амфоры, архитектурные памятники, растения, животных, и даже музыку, а также стихотворные размеры. Полученные данные легли в основу его следующего труда «Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве».
В чем же магия золотого сечения? Почему ей подчинено всё, что мы видим вокруг себя? Ответ прост. Форма, в основе которой лежит симметрия и принцип золотого сечения, наиболее приятна для зрительного восприятия, она вызывает чувство гармонии, завершенности, ощущение прекрасного. Золотое сечение называют «универсальным проявлением структурной гармонии».
Законом золотого сечения во многом объясняется, почему некоторые люди нам кажутся красивыми, а внешний вид других отталкивает.
Интересно, что пропорции женского тела немного отличаются от мужских. Соотношение частей мужского тела несколько ближе к пропорциям золотого сечения и составляет 13:8, то есть 1,625. Тогда как женское тело имеет соотношение 1,6. При этом отношение объема талии к груди и бедрам в женской фигуре должно составлять не более 0.7. Такие, кстати параметры, у Венеры Милосской: 86-69-93, а также у современных признанных красавиц.