Прежде чем начнем разбираться в вопросе, напомним, что предметом рассмотрения являются не люди, занимающие определенные должности, а закрепленные за этими должностями функции ответственные за конечный результат.
Под злом мы понимает ущерб, причиненный обществу в виде отобранных, отсутствующих, либо не дополученных благ. Границы нашего рассуждения устанавливаются как приведенными здесь определениями, так и здравым смыслом.
Итак, поехали.
Органы местного самоуправления
Не будем долго на них останавливаться, скажем только что их конституционные полномочия ограничиваются управлением муниципальной собственностью. Здесь более подробная информация.
Функционально они обязаны обеспечить принципы народовластия на местном уровне, используя те полномочия, которые им достались от федеральных властей. Содержание этих полномочий определяется Федеральными Законами, а, следовательно, результат их деятельности напрямую зависит от качества этих законов.
Правительство
Правительство Российской Федерации является главным исполнительным органом государства. Само слово «исполнительный» указывает нам на его основную функцию — исполнение заданного курса: политики, установленной президентом; с помощью инструментов, предоставленных Федеральным Собранием. Здесь более подробная информация.
Другими словами, Правительство РФ напрямую зависит во-первых, от проводимой президентом политики, а во-вторых, от принятого бюджета и федеральных законов, установленных Федеральным Собранием.
Президент
Президент является главой государства, гарантом Конституции и соблюдения прав и свобод человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет наше государство на международной арене. Здесь более подробная информация.
Функционально должность президента является определяющей (направляющей) и гарантирующей.
Определяющая функция — это категория принятия решений, организующих деятельность министерств, устанавливающих границы должного и возможного в пределах законов, установленных Федеральным Собранием внутри государства и международным сообществом во внешне-политических отношениях.
Гарантирующая функция — это деятельность, направленная на выявление нарушений и реагирования на них. Нарушения устанавливаются административным и уголовным законодательством, установленных Федеральным Собранием. Меры реагирования на выявленные нарушения, также осуществляются в строгом соответствии с процедурами, прописанными в законодательных и нормативно-правовых актах, установленных Федеральным Собранием, Министерством Юстиции, Высшими судебными коллегиями, а также высшими должностными лицами в структурах правоохранительных органов.
Правоохранительные органы
В структуру правоохранительных органов входят:
- Органы судебной власти
- Правоохранительные органы исполнительной власти (МВД, Минюст и т.д.)
- Прокуратура
Мы не будем останавливаться на правоохранительных органах исполнительной власти, так как они являются составной частью ветви исполнительной власти, о которой мы говорили выше в главе «Правительство».
Судебные органы
Судебные органы осуществляют одну из самых основных функций — защиту прав и свобод. Эта защита осуществляется особым способом — путем разрешения конфликтов между сторонами. Судебные органы это та инстанция, которая осуществляет регулирование общественных отношений в уже наступившем конфликте, но выступая при этом не стороной конфликта, а арбитром, т.е. суд находится внутри конфликта, но занимает там особое положения — над сторонами. Важно отметить, что в отправлении правосудия суд выполняет пассивную роль, так как не может инициировать по своему желанию судебное рассмотрение. Здесь более подробная информация.
В отличие от прецедентного права, при разрешении конфликта суд в первую очередь исходит из намерений законодателя, то есть из нормы права суд извлекает ту желаемую модель поведения, которая заложена Федеральным Собранием. Другими словами, суд занимается правоприменением уже существующих законодательных норм в конкретных жизненных ситуациях, тем самым находясь в полной зависимости от качества этих законов.
Прокуратура
Прокуратура занимает особое место в системе правоохранительных органов. Её основными функциями являются обеспечение надзора за соблюдением прав и свобод человека, законодательства во всех ветвях власти, а также представление в суде интересов государства. Здесь более подробная информация.
В чем же выражается особенность прокуратуры? Согласно ст.10 Конституции РФ, государственная власть делится на 3 самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Учитывая отсутствие законотворческих полномочий, а также отсутствие полномочий по отправлению правосудия, то методом исключения можно заключить что прокуратура относится к ветви исполнительной власти.
Однако не все так просто как кажется на первый взгляд. Есть как минимум 2признака того, что прокуратура не относится и к исполнительной власти. Во-первых, конституционные нормы о прокуратуре расположены в 7 главе о судебной системе. Во-вторых, прокуратура не входит в структуру правительства, не отчитывается перед ним, и Генеральный прокурор не назначается им.
Таким образом, прокуратура обладает специфическими чертами власти непонятного происхождения, что делает её обособленным и самостоятельным органом власти, деятельность которой регулируется федеральным законом.
Федеральное собрание
Федеральное Собрание — парламент, выполняющий законотворческую функцию и являющийся законодательным органом государственной власти. Здесь более подробная информация.
Вы уже наверное обратили внимание, что в каждом разделе выше, везде указана прямая зависимость деятельности органов от законодательной базы. Кто-то, как суд, полностью зависит от законов. А кто-то, как президент, менее зависим от них. Но зависимы абсолютно все. Поэтому от качества законов напрямую зависит благополучность всей государственной системы.
Другими словами Федеральное Собрание это орган, который пишет и устанавливает правила и законы, по которым взаимодействуют все элементыгосударственной системы: от граждан до президента. Зависят все, но в разной степени.
Чтобы осознать важность этой функции, представьте себя творцом вселенной. От того, как вы напишете природные законы: всемирного тяготения, трения, ускорения, взаимодействия атомов и т.д. — будет зависеть не просто то, каким будет мир, а вообще, факт существования в нем какой-либо жизни. Иначе говоря, от законов зависит абсолютно все внутри этого мира.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: Федеральное Собрание несет ответственность за любой результат, полученный путем соблюдения закона. Но возникает закономерный вопрос, а что делать, есливдруг закон не соблюдается? Что толку от идеальных законов, если им никто не следует? Как мы можем узнать — приводят ли наши законы к хорошему или плохому результату, если они не соблюдаются?
Воля
Итак, мы выяснили что самая основная функция, которая отвечает за все — правотворческая. Но однако мы не можем закончить на этом наше рассуждение, так как результат этой функции на 100% зависит от другой — законности.
Во вселенной с этим нет проблем — все физические законы выполняются с неукоснительной точностью: сколько не пинай мяч, он всегда падает на землю; сколько не соединяй две молекулы водорода и одну кислорода, всегда получится молекула воды — H2O.
Но в социальном мире всё иначе. У каждого её мельчайшего элемента, человека, есть своя собственная воля. И следуя этой воле закон может быть соблюден, а может и нет. Получается что законность это некий онтологический государственный принцип, или стержень, который удерживает на себе всю систему и стоит его вытащить, как система превращается в хаос.
Но не может же такого быть, чтобы мы осознали важность этого положения, а отцы основатели российского государства и видные государственные деятели нет? Должен же быть кто-то, кто является гарантом соблюдения законности.
В принципе, выше мы вкратце разобрали все основные органы власти. К гарантам соблюдения законности у нас можно отнести президента и прокуратуру. Но давайте вернемся к тому, чье происхождение осталось загадкой — к прокуратуре. Которая чудесным образом, не относится ни к одной ветви власти.
Взгляд в прошлое
Чтобы понять загадочную природу прокуратуры, необходимо обратиться к истории её создания.
12 января 1722 года Именным Указом Петра I «О должности генерал-прокурора» в Российской Империи учреждаются органы прокуратуры. Покажем только самое значимое:
Как мы видим должность прокурора это око первого лица государства. Око, чей взор обращен на деятельность чиновников и которое не просто смотрит, а различает — кто верно поступает, а кто «волею преступит». Это как раз то, о чем мы говорили выше — волевой момент на котором держится вся система.
При этом Петр I делает два важных акцента:
1. Строже спрашивать с чиновника, и только во вторую очередь с того, кто его «поманил», т.е. соблазнил выгодой.
2. Око должно доносить обо всех даже малейших подозрениях, то есть Петр I считал что лучше прокурору ошибиться, чем молчать.
Если же прокурор увидит что закон был не исполнен, то он должен будет узнать по какой причине — внешнее ли это обстоятельство или «страсть» внутренняя. Судя по всему это было нужно для того, что если внешнее обстоятельство было причиной неисполнения закона, то Сенат должен был принять меры для его устранения, если же «страсть» внутренняя, то чиновника ждало наказание.
Также прокурор смотрел и за Сенатом, чтобы тот поступал «праведно и нелицемерно». И если прокурор видит что Сенат поступает «противно», то он должен им разъяснить что так делать нельзя, если же Сенат его не послушает, то прокурор объявляет «протест». Это очень важный момент, потому что протест прокурора это воля государства, направленная на подавление личной воли любого должностного лица. И прокурор своим протестом, как бы останавливает любое действие внутри государства «оное дело остановить и немедленно донесть Нам».
Генеральный прокурор должен смотреть за всеми другими прокурорами, чтобы они поступали «истинно и ревностно», это означает что каждый из них старался бы поступить не только согласно законам (истинно), но и сам рвался в бой, то есть проявлял инициативу (ревностно), отсюда и право прокурора возбудить дело по любому правонарушению.
Таким образом, чтобы оценить результат деятельности любого органа власти, необходимо чтобы этим органом неукоснительно соблюдался закон. Чтобы этого добиться существуют органы прокуратуры, которые выражаю волюгосударства.
Давайте откроем ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и посмотрим на её определение.
Обратите внимание на следующие ключевые слова: «от имени Российской Федерации», «надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов».
Выше мы отмечали одну важную деталь, процитируем сами себя:
Теперь процитируем себя еще разок, но уже касаемо прокуратуры:
Итак, что мы видим? Что в отправлении правосудия есть 2 стороны: активная и пассивная. И если в стране начнется кавардак, то суд ничего не сможет сделать, пока не будет написано заявление в его адрес. Начать беспорядок в государстве может кто угодно. Но начать восстановление порядка — только один орган.
Так от кого же зависит царящее нынче в стране беззаконие? Не от той ли стороны, которая инициирует любой порядок? Не от той ли стороны, которая от имени главы государства является гарантом соблюдения Конституции РФ и исполнения законов? Не от той ли стороны, которая наделена специальными полномочиями вмешиваться в любую деятельность и останавливать любую волю, которая пытается отклониться от закона? Этот орган — прокуратура, она играет роль государственной воли, обеспечивающей реализацию правотворчества в государстве со стороны любых государственных органов.
Как мы видим из определения ниже, прокуратура не просто выявляет и устраняет нарушения, но она также предпринимает активные действия по предупреждению закона. Давайте спросим у Жигулевской прокуратуры, какие меры в 2017-2018 году были ей предприняты, с целью предупреждения нарушений закона на территории нашего любимого города? Текст обращения будет приложен к данной статье.
Вывод
И по сему мы заключаем, что невозможно определить кто главное «зло» в современной России до тех пор, пока мы не наблюдаем строго соблюдения законов среди государственных органов. А так как это зависит от деятельности прокуратуры, то следовательно, пока нет этого всеобщего соблюдения законов, главным «злом» в современной России является — прокуратура