Беларусь является торговым придатком России. Об этом заявил со-основатель самого крупного белорусского онлайн-гипермаркета 21 век Павел Матусевич.
Почему в сегменте бытовой техники нет новых крупных игроков? Почему российские крупные сети не приходят на белорусский рынок, хотя все поставки техники идут в Беларусь из России?
Рынок бытовой техники в Беларуси прошел длинный эволюционный путь и уже достаточно сформировавшийся и зрелый, особенно по сравнению с другими товарными категориями. Масштабы, узнаваемость, степень развития ведущих игроков в бытовой технике существенно превосходят аналоги в категориях детских товаров, мебели, автотоваров, DIY и так далее. Обычно на таком уровне развития уже слишком высокими является барьеры входа для новых внутренних игроков. Что касается внешних, то тут факторы чуть иные. Во-первых, для российских сетей рынок Беларуси все таки очень маленький и до него дойдет очередь тогда, когда российская территория будет покрыта до конца. Во-вторых, наш рынок все таки для них однозначно чужой по сравнению с российским - тут другое законодательство, другие сформировавшиеся игроки, другой рекламный рынок, требующий отдельного подхода в продвижении. Да в конце концов - в Беларуси есть относительный дефицит подходящих торговых площадей. И при этом нет ясных предпосылок к тому, что ситуация с доступностью новых площадей как-то ощутимо изменится. Вот все эти детали вместе и формируют общий результат — наш рынок все время на периферии внимания федеральных сетей. Ну а по организации поставок стоит отметить, что чисто логистически большинство товаров действительно идет через российские склады, но коммерчески и административно управление поставкам в Беларусь часто абсолютно независимо и осуществляется территориально не из России.
Как ты считаешь, почему Озон не пришел в нашу республику?
Озон пришел, но осторожно. Тут, как и в случае с федеральными сетями бытовой техники - у них определенно есть направления приложения усилий, которые имеют явно более высокий приоритет. Положа руку на сердце, так ли нужна Озону Беларусь, когда домашний рынок позволяет расти на многие десятки процентов в год? Да и очевидные внутренние проблемы тоже есть — ведь даже в России Озон пока в некотором роде фактически масштабирует убытки. А масштабно, с инфраструктурой, выходить в Беларусь — означает, что убытки, как минимум краткосрочно, вырастут. Поэтому, я полагаю, что сейчас Озон выбрал в отношении белорусского рынка осторожную тактику активного изучения рынка. С одной стороны — это логичное решение, но с другой стороны - так Озон не почувствует местный потенциал в полной мере и неизбежно будет ощутимо проигрывать всем основным местным игрокам.
Есть ли будущее у офлайновых магазинов бытовой техники в долгосрочной перспективе? Если е-коммерс так сильно развивается, откуда берутся люди в салонах конкурентов?
Будущее есть у всех. Офлайновые магазины будут меняться. Уже сейчас видно, что будущее в любом случае за омниканальностью. Ведь все происходит в целях удобства клиента. А удобно клиенту тогда, когда он имеет возможность использовать и онлайн и офлайн каналы взаимодействия с продавцом. Поэтому в долгосрочной перспективе я вижу только омниканальный ритейл. Чистого офлайна не будет, как и чистого онлайна.
Полную версию интервью читайте здесь