Найти в Дзене
Артхив

Инфанта Маргарита: тайны Мадридского двора

В коллекции киевского Музея Богдана и Варвары Ханенко есть дивный портрет девочки в роскошном платье. Долгие годы эту работу приписывали испанцу Диего Веласкесу. Считалось, что на картине изображена Марианна Тереза, старшая дочь испанского короля Филиппа IV, которая стала королевой Франции и женой Людовика XIV. И только в 30-е годы XX века искусствоведы установили, что художнику позировала не старшая, а младшая дочь Филиппа IV — Маргарита Тереза, рожденная во втором браке короля с Марианной Австрийской. А позже выяснилось, что картину написал и вовсе не Веласкес. Рассказываем, в чем историческая ценность портрета и как искусство портного может повлиять на атрибуцию картины.

Портрет  инфанты Маргариты (фрагмент). Музей Ханенко
Портрет инфанты Маргариты (фрагмент). Музей Ханенко

Для начала обратимся к истории этого портрета — вернее, к той части документальных свидетельств, которые удалось обнаружить исследователям. Первое упоминание о портрете, созданном во второй половине XVII века, относится к 1827 году — о нем говорится в описании коллекции испанского придворного художника Висенте Лопеса-и-Портанья.
Следующая остановка — коллекция инфанта Испании и Португалии Габриэля де Бурбон и де Браганза. После его кончины портрет приобрел лондонский антикварный дом Колнаги, который год спустя продал полотно (авторство которого все эти годы приписывалось Диего Веласкесу) немецкому консулу и коллекционеру Эдуарду Веберу.
В 1912 году на распродаже коллекции Вебера картину приобрела семья Ханенко для своего музея: странствие портрета инфанты по частным коллекциям закончилось.

Встречается такая цитата художника Михаила Васильевича Нестерова из письма К. Г. Держинской (написанного после визита в Киев в 1939 году): «Был я в соборах, музеях. В бывшем музее Ханенко увидел удивительную „Инфанту“ Веласкеса, сделавшую бы честь и самому Эрмитажу. Рядом с ней в великом искусстве ее гениального автора все вокруг меркнет, как перед бриллиантом чистой воды оконные стекла».

В 1950-е годы в авторстве Веласкеса засомневались. Ранее в атрибуции принял участие Владимир Семенович Кеменов — историк, искусствовед, в 1938—1940 годах возглавлявший Государственную Третьяковскую галерею. «Серый кардинал» советского искусства, он не только занимал видные должности в области культуры, но и прекрасно разбирался в живописи. Именно Кеменов некогда с уверенностью атрибутировал портрет из музея Ханенко как принадлежащий кисти Диего Веласкеса. Его противником стал испанский искусствовед Хосе Лопес-Рей, знаменитый эксперт по творчеству Гойи и Веласкеса, и, что немаловажно — составитель каталога-резоне Диего Веласкеса (1963, 1996). Профессиональный интерес Лопеса был настолько велик, что в 1965 году он лично приехал в Киев осмотреть картину и сделал вывод: это не Веласкес.

1. Фрагмент картины "Инфанта Маргарита" из Музея Ханенко
2. Фрагмент картины "Инфанта Маргарита" из музея Прадо
1. Фрагмент картины "Инфанта Маргарита" из Музея Ханенко 2. Фрагмент картины "Инфанта Маргарита" из музея Прадо

Шли годы, одни эксперты убедительно доказывали авторство Веласкеса, другие — так же убедительно им возражали. Как в свое время утверждал Кеменов, портрет в музее Ханенко — это подготовительная работа к большому парадному «Портрету инфанты Маргариты в серо-розовом платье», который хранится в мадридском музее Прадо. Изображение платья, как предполагали тогда, сделал сам Веласкес, а вот лицо инфанты дописывал кто-то из его учеников уже после кончины мастера в 1860 году.

Однако недавно сотрудники музея Прадо сделали сенсационное заявление: авторство портрета полностью принадлежит Хуану дель Масо, ученику и зятю Диего Веласкеса.

Портрет инфанты Маргариты в детстве. Хуан Батиста Мартинес дель Масо, 1665
Портрет инфанты Маргариты в детстве. Хуан Батиста Мартинес дель Масо, 1665

Доказательства основывались на знании истории и дворцового этикета, но главным ключом для атрибуции стало церемониальное серо-розовое платье инфанты. Как выяснили искусствоведы, это одеяние, так называемое гвардаинфанте, было сшито по особому случаю — для официальной помолвки Маргариты с Леопольдом Австрийским. Торжества состоялись в 1664 году — через четыре года после кончины Веласкеса, которого на посту придворного живописца к тому времени сменил его зять дель Масо.
Благодаря платью инфанты была точно атрибутирована не только картина в Прадо, но и ее предполагаемый эскиз — погрудный портрет в музее Ханенко: сегодня можно с уверенностью говорить о том, что его написал не Веласкес, а Хуан дель Масо либо же кто-то из его учеников. Установление авторства парадного портрета не только внесло ясность в атрибуцию киевской картины, но и возродило интерес к творчеству Хуана дель Масо, позволило заново оценить талант этого живописца, по мастерству стоящего в одном ряду с такими известными учениками Диего Веласкеса, как Хуан де Пареха и Эстебан Мурильо.

Маргарита Мария Тереза Испанская. Хуан Батиста Мартинес дель Масо, 1666
Маргарита Мария Тереза Испанская. Хуан Батиста Мартинес дель Масо, 1666

Хуан дель Масо был не только одним из лучших учеников Диего Веласкеса: 31 августа 1633 года он женился на его дочери, Франциске де Сильва Веласкес-и-Пачеко. В пышном торжестве, организованном в дворцовой церкви Сантьяго в Мадриде, принял участие сам король Испании Филипп IV и его ближайшие советники. Место при дворе новоиспеченному зятю Веласкеса было обеспечено: в 1634 году придворный живописец передал мужу дочери должность охранителя врат Королевской палаты. А в 1643 году дель Масо стал личным художником наследника испанского престола принца Астурийского, который, в свою очередь, стал крестным отцом пятого ребенка художника. После скоропостижной смерти принца дель Масо сохранил свои привилегии и по-прежнему работал при испанском королевском дворе.

Мастерская Хуана Батисты Мартинеса дель Масо. «Портрет инфанты Маргариты». Ок. 1665. Музей Богдана и Варвары Ханенко
Мастерская Хуана Батисты Мартинеса дель Масо. «Портрет инфанты Маргариты». Ок. 1665. Музей Богдана и Варвары Ханенко

По указанию короля дель Масо создавал для него копии знаменитых работ Тинторетто, Тициана, Паоло Веронезе, изучал секреты великих фламандцев — Йорданса и Рубенса. Киевская реплика с портрета инфанты, безусловно, связана с парадным портретом инфанты Маргариты, созданного дель Масо в 1665 году. Подобные небольшие работы создавали для посольских даров, подарков родственникам или подношений в качестве знака особого монаршего благоволения. В любом случае, искусствоведы Музея Ханенко сделали безупречную со всех точек зрения подпись под экспонируемой картиной — «Мастерская Хуана Батисты Мартинеса дель Масо» (в то время, как, например, на страничке музея в Википедии до сих пор значится «Веласкес»). Исследования работы продолжаются.

Подготовлено по информации музея Ханенко

Автор: Рита Лозинская, artchive.ru