Найти тему
eSputnik

Как построить стратегию частоты рассылки в eSputnik

Работа емейл-маркетолога зачастую связана с рутиной: поиск инфоповода, написание текста, дизайн и верстка письма, согласование, правки, тесты - и так по кругу. Времени на построении гипотез или проведения экспериментов практически не остается.

Сервисы обещают, что искусственный интеллект вскоре избавит от рутинной работы маркетолога. Но пока этого не произошло, а удобных алгоритмов нет.

Мы хотим вернуть маркетологу возможность творить! Наше решение - описать правила и автоматизировать способы следования им. А именно:

  • наглядно алогоритмизировать принятие решения о том, кому и когда можно отправить сообщение.
  • сделать процесс отправки таких сообщений прозрачным и управляемым.

Один из таких алгоритмов: определить правила по которым рассылка может идти с разной частотой разным сегментам пользователей. Например: активным подписчикам раз в 2 дня - промо рассылка, и только 1 раз в неделю - блог. Тем кто давно не показывал признаки жизни - достаточно промо 1 раз в неделю. Этот алгоритм мы назвали "Стратегия частоты рассылки".

-2

Что такое стратегия управления рассылками?

Рассмотрим на примере тестирования частоты рассылок или регулярных отправок писем по разным сегментам. Существует вероятность, что часть контактов находится в нескольких сегментах для разных рассылок одновременно. В таком случае эти контакты могут получить больше писем, чем планировалось.

Избежать этого можно, вручную исключая сегменты из каждой рассылки. Такая ручная работа занимает большое количество времени и требует постоянного контроля. А можно просто задать в системе правила (набор соответствий), которые будут за вас контролировать отправки:

-3

Под “набором соответствий” подразумевается:

  • Принадлежность контакта группе.
  • Тип письма, который определяется по метке: промо, триггер, блог и т.д.
  • Соответствие календарю: четный или нечетный день месяца, день недели.

Такие правила достаточно будет описать один раз и они будут применяться ко всем рассылкам в аккаунте.

Как работает построение стратегии

Рассмотрим механику, как взаимодействуют группы и письма в стратегии. Для этого выбираем такие условия:

  • Промописьмо. Призвано привлекать потенциальных клиентов, важно отправлять только контактом из сегмента “Потенциальные клиенты” - 3 раза в неделю. При этом постоянному клиенту такое письмо нельзя отправлять более 1 раза в неделю, а то и не отправлять вовсе.
  • Сервисное письмо. Важно всегда отправлять постоянным и VIP-клиентам.
  • Персональные предложения нужно отправлять VIP-клиентам не чаще чем 1 раз в неделю, но исключать постоянных клиентов.

Все эти правила можно легко и просто задать через стратегию рассылок. Стратегия полностью исключает пересечения контактов из различных сегментов и предотвращает отправку нецелевых писем.

По оси Х у нас располагаются типы писем, а по оси Y - сегменты подписчиков.

-4

Шаг 1. Определяемся с группами, для которых будет действовать стратегия.

В нашем примере выделено 3 сегмента клиентов:

  • потенциальный клиент,
  • регулярный клиент,
  • VIP-клиент.
-5

Все, кто не попал в эту группу - будут находиться в строке “Не вошедшие в группу”

Шаг 2. Указываем метки письмам.

-6

В нашем случае метки соответствуют типу письма:

  • промо,
  • сервисные письма,
  • персональные предложения.
-7

Шаг 3. Составляем расписание

Составляем расписание для каждой комбинации групп и меток. Для каждого пересечения нужно задать день отправки письма.

-8

Ячейка, где стоит прочерк означает, что письма с такой меткой на этот сегмент отправляться не будут.

-9

Таким образом:

  • Промо никогда не отправятся VIP-клиентам и тем, кто не вошёл в группы Потенциальные или Постоянные клиенты.
  • Сервисное письмо. Всегда будет уходить Постоянным и VIP-клиентам.
  • Персональные предложения отправятся только VIP-клиентам во вторник.

Применив стратегию к рассылке, в момент отправки исключатся все контакты, которые не соответствуют заданным условиям.

Обратите внимание, что стратегия не управляет временем и отправкой рассылки. И то, и другое остаётся ответственностью маркетолога.

Шаг 4. Формирование отчёта по рассылке

В отчете по рассылке, к которой была применена стратегия, вы сможете увидеть не только все суммарные данные, но и все цифры и клики по каждой группе из примененной стратегии.

-10

Кому и для чего нужна стратегия частоты рассылок?

В первую очередь, такая система нужна компаниям, проводящим сегментацию базы и составляющим график рассылок - то есть, практически всем :)

-11

На рисунке продемонстрирован примерный план рассылок - в таком примере будет достаточно однажды расписать стратегию и спокойно отправлять рассылки.

Стратегия для тестирования

Стратегия будет применима для ответа на один из самых популярных вопросов: “Как часто нужно отправлять рассылки?”. Чтобы получить максимальную отдачу от ваших писем, вы не должны быть назойливыми, должны быть интересными и актуальными.

Проведите сплит-тест, чтобы сравнить, какая частота рассылки лучше для вашей аудитории - например,  два или три письма в неделю. Сравните разницу в прочтениях, вовлечении, отписках и доходе от рассылки.

Для такого теста нужно сделать несколько шагов:

  • Разделите базу на 2 группы,
  • Задайте правила в стратегии для каждой из групп и каждого типа рассылки
  • Отправляйте все типы рассылки на всю базу. Стратегия сама решит кому отправить письмо, а кому нет в соответствии с правилами для групп и типа каждой отправляемой рассылки.

Стратегия для ненавязчивых продаж

Казалось бы, что отправка большого количества писем - залог быстрого роста продаж. В этом есть доля правды, но в том числе растут отписки, жалобы и база скорее выгорает. Это происходит за счёт того, что:

  • далеко не все пользователи готовы к частым покупкам,
  • высокая частота не подходит для вашего типа бизнеса,
  • в письмах нет ничего актуального для подписчика и т.д.

Стратегия поможет отправлять не просто больше писем, а больше релевантныхписем. Стратегия поможет увеличить частоту без негативных последствий и вовлекать своих подписчиков, отправляя им гораздо больше контента.

-12

Как только подписчик переходит из одной группы в другую - соответственно тип писем и правила отправки для него будут меняться. Например, группе Readers отправка доступна ежедневно для всех типов писем. Но как только пользователь совершит покупку и перейдёт в Buyers - мы ему сможем отправлять всего один типа писем (Daily), а остальные письма будут отсекаться стратегией. 

Стратегия на разных этапах жизненного цикла

Еще один способ сегментации и применения стратегии частоты рассылок - жизненный цикл клиента. На разных этапах ЖЦ потребность в рассылке меняется. Новичков может отпугнуть большое количество писем или прямое предложение о покупке. Вы сможете прописать правила отправки рассылок для новичков, действующих и потенциальных клиентов.

При применении стратегии в рассылке система проверяет группы сверху вниз и если контакт найден в одной из групп, он уже не ищется в последующих.

Рассмотрим на примере. Когда человек подписывается на рассылку интернет-магазина, он попадает в группу “Новички”. Для новичков подготовлена разогревающая цепочка из 3-х писем, на протяжении 7 дней. В этот период проморассылки не отправляются, поэтому письма с меткой Promo уйдут на группу “Активные покупатели”.

После того, как контакт из группы “Новички” перейдет в группу “Активные покупатели”, он будет получать письма с меткой Promo.

Каких целей поможет достигнуть стратегия частоты рассылок?

Главное, что дает стратегия - возможность определить для каждого клиента частоту получения разных типов писем. Преследуемые цели можно разделить на 2 группы:

Маркетинговые цели

Решенные с помощью этой стратегии маркетинговые цели помогут в работе с базой и анализом рассылок:

  • Уменьшение выгорания базы без потери продаж. Чем чаще вы отправляете рассылку на всех подписчиков, тем ниже показатели от каждой последующей емейл-кампании. Стратегия частоты рассылок позволит уменьшить отток базы и увеличить заинтересованность в рассылке.
  • Увеличение вовлеченности аудитории. Релевантный контент, отправленный на нужную группу,  повышает интерес к рассылкам.
  • Возможность тестировать. Появляется возможность протестировать разную частоту рассылок и выбрать оптимальную для вашей аудитории.
  • Детальная отчётность. Возможность получить детальный анализ разных подходов к частоте.

Процессные цели позволят

  • Убрать рутинную работу, связанную с формированием рассылок на разные сегменты.
  • Автоматизировать дайджест и промо рассылки с учетом настраиваемого календаря рассылок.
  • Упростить сегментацию базы подписчиков.

Отличным дополнением к стратегии станет уровень беспокойства, который тоже позволяет оградить подписчика от навязчивых рассылок. Только правила задаются уже непосредственно по количеству отправленных писем на подписчика.