Найти тему

Научная фантастика и бульварная пресса

Как эти слова "научная" и "бульварная" вообще могут стоять в одном предложении? Тем не менее это факт - научная фантастика выросла именно из бульварных журналов.

Хотя правильнее было бы сказать популярность научной фантастики выросла из журналов, которые принято было называть "желтой прессой"

Обложка типичного НФ журнала 50-х годов.     (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Обложка типичного НФ журнала 50-х годов. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

У научной фантастики как и у любого другого жанра литературы был свой "золотой век". Длился он с середины 30-х и до середины 50-х годов ХХ века. Время это прочно связано с журналом Amazing Stories и его главным редактором Хьюго Гернсбеком.

Обложки журнала Amazing Stories.        (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Обложки журнала Amazing Stories. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

Его иногда даже называли "отцом научной фантастики". К нему также приклеилась кличка "Изолятор" за странную привычку иногда работать в шлеме собственной конструкции, чтобы не отвлекаться на посторонние шумы.

Хьюго Гернсбек редактор Amazing Stories  в своем шлеме Isolator.  (Фото из открытых источников Интернета)
Хьюго Гернсбек редактор Amazing Stories в своем шлеме Isolator. (Фото из открытых источников Интернета)

На страницах Amazing Stories началась эпоха бульварных космических опер со всем присущим антуражем: космическими ракетами, жестокими инопланетянами, которых хлебом не корми, а дай похитить сотню другую земных красоток в неглиже, захватывающими инопланетными пейзажами, лиллипутами и гигантами всех мастей, выросших на планетах с повышенной (пониженной) гравитацией, безумными профессорами, изобретающими новое сверхоружие или мутагены для "улучшения" человеческой расы и т.д. и т.п.

Путешествия в прошлое - еще одна "любимая" тема авторов жанра научной фантастики     (Фото из открытых источников Интернета)
Путешествия в прошлое - еще одна "любимая" тема авторов жанра научной фантастики (Фото из открытых источников Интернета)

Рядом со всем этим чтивом нет-нет, но появлялись произведения серьезных авторов вроде Айзека Азимова, Пола Андерсона, Роберта Хайнлайна, Артура Кларка и Альфреда Бестера.

Очевидную популярность Amazing Stories подхватили другие печатные издания: Astounding Stories of super-science, World of Science Fiction и другие.

Судя по оформлению обложек НФ журналов, инопланетянам наши красотки нравились куда больше, чем их собственные.  А может их вкусы были чисто гастрономические?    (Обложка журнала Super science stories)
Судя по оформлению обложек НФ журналов, инопланетянам наши красотки нравились куда больше, чем их собственные. А может их вкусы были чисто гастрономические? (Обложка журнала Super science stories)

Научная фантастика все прочнее завоевывала воображение публики как жанр, сочетающий в себе непреходящее «ощущение чуда» и «практическое» утилитарное отношение к науке и вселенной, где за наивными, яркими обложками произведений скрывается сложное содержание, заставляющее не только мечтать, но и думать.

Возможно некачественная "желтоватая" бумага стала одной из причин, почему эту прессу стали именовать "желтой"                 (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Возможно некачественная "желтоватая" бумага стала одной из причин, почему эту прессу стали именовать "желтой" (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

При этом во многих изданиях того времени серьезная научная фантастика, соседствовала с откровенным трешем, мистикой и "женскими" бульварными романами с откровенными картинками. Особенно этим грешили журналы вроде Weird Tales, где за фантастику успешно выдавали обыкновенные приключенческие рассказики, где мускулистые попаданцы на крутых тачках вкупе с полуодетыми девицами собирали приключения на свою крутую пятую точку в антураже какого-нибудь "чужого" мира.

Обложки журналов Weird Tales.      Какого рода "фантастика" там публиковалось понятно сразу.                (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Обложки журналов Weird Tales. Какого рода "фантастика" там публиковалось понятно сразу. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

Всем были нужны высокие тиражи и редакторы не гнушались разбавлять качественную научную фантастику всякой трухой эротического содержания, но с сюжетом, происходящим на других планетах, в параллельной реальности, чтобы все это бульварное чтиво можно было за уши притянуть к жанру Science Fiction. На последних страницах традиционно размещались рекламные блоки.

Красивые девушки, космические корабли и пейзажи далеких планет - непременный атрибут на обложках журналов Science Fiction.                    (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Красивые девушки, космические корабли и пейзажи далеких планет - непременный атрибут на обложках журналов Science Fiction. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

Во времена, когда у печатных рассказов еще не было конкурентов в лице теле-сериалов и компьютерных игр, начинающие писатели могли зарабатывать на жизнь короткими новеллами для научно-фантастических журналов.

Вместе со стабильным заработком они получали и очевидную зависимость от вкусов своих хозяев-редакторов. А так как зачастую редакторами бульварных журналов с научно-фантастической начинкой были люди, имеющие довольно посредственное образование и столь же незамысловатый вкус, то и "фантастика", напечатанная в этих журналах была соответствующего уровня.

Обложки журнала Astounding Stories of super-science.     Куда ж без злобных роботов и инопланетян - инсектов.            (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Обложки журнала Astounding Stories of super-science. Куда ж без злобных роботов и инопланетян - инсектов. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

От оправданной и жесткой критики эти издания спасало только то, что вместе с откровенным мусором печатались и серьезные вещи, ставшие со временем "золотым фондом" научной фантастики.

Нападение марсиан преследовали героев НФ журналов с завидным постоянством.   (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Нападение марсиан преследовали героев НФ журналов с завидным постоянством. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

Да и сами издания со временем переросли детские болезни роста и к 50-м, 60-м годам ХХ века сформировался целый пул журналов, печатающих начную фантастику, которых даже самые отъявленные критики перестали называть "желтой прессой".

Чем опасней выглядит инопланетянин на обложке, тем лучше...        (Иллюстрации из открытых источников Интернета)
Чем опасней выглядит инопланетянин на обложке, тем лучше... (Иллюстрации из открытых источников Интернета)

Успехи в освоении космического пространства к тому времени дали серьезный толчок к продвижению жанра научной фантастики и в Советском Союзе. Пионером среди журналов, где стали много и часто печататься рассказы и повести вначале советских, а затем и признанных зарубежных авторов стал журнал "Техника - молодежи".

Обложка журнала "Техника - молодежи" за август 1953 года. До полета Ю.Гагарина еще 8 лет.               (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Обложка журнала "Техника - молодежи" за август 1953 года. До полета Ю.Гагарина еще 8 лет. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

Зачастую только в журналах и можно было отыскать произведения Роберта Шекли, Рея Бредбери или Артура Кларка, т.к. тиражи книг с научно-фантастическими произведениями в СССР были невелики, а спрос на них был огромен.

Кроме "Техники - молодежи" фантастические рассказы изредка попадали в Литературную газету, журнал "Наука и жизнь" и даже как ни странно "Химия и жизнь". Помнится первый мой фантастический рассказ Рея Бредбери "Я пою электрическое тело" я прочитал именно на страницах этого специализированного издания.

Обложка журнала "Техника - молодежи" за декабрь 1953 года.  Еще одна обложка в футуристическом стиле.               (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Обложка журнала "Техника - молодежи" за декабрь 1953 года. Еще одна обложка в футуристическом стиле. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)

Начинаясь как развлекательное чтиво, призванное отвлечь читателя от последствий "великой депрессии" научная фантастика выросла в самостоятельный, самоценный и глубокий жанр с бесчисленным множеством свежих идей, не сдерживаемых рамками дозволенного и одобренного.

Трудно перечислить десятки авторов, которые начинали свой путь в литературе с "желтых" страниц и в итоге доросли до собственных многотомных антологий и престижных премий.

Даже в тяжелые 40-е люди не переставали мечтать о светлом будущем.    (Иллюстрация из открытых источников Интернета)
Даже в тяжелые 40-е люди не переставали мечтать о светлом будущем. (Иллюстрация из открытых источников Интернета)