Как эти слова "научная" и "бульварная" вообще могут стоять в одном предложении? Тем не менее это факт - научная фантастика выросла именно из бульварных журналов.
Хотя правильнее было бы сказать популярность научной фантастики выросла из журналов, которые принято было называть "желтой прессой"
У научной фантастики как и у любого другого жанра литературы был свой "золотой век". Длился он с середины 30-х и до середины 50-х годов ХХ века. Время это прочно связано с журналом Amazing Stories и его главным редактором Хьюго Гернсбеком.
Его иногда даже называли "отцом научной фантастики". К нему также приклеилась кличка "Изолятор" за странную привычку иногда работать в шлеме собственной конструкции, чтобы не отвлекаться на посторонние шумы.
На страницах Amazing Stories началась эпоха бульварных космических опер со всем присущим антуражем: космическими ракетами, жестокими инопланетянами, которых хлебом не корми, а дай похитить сотню другую земных красоток в неглиже, захватывающими инопланетными пейзажами, лиллипутами и гигантами всех мастей, выросших на планетах с повышенной (пониженной) гравитацией, безумными профессорами, изобретающими новое сверхоружие или мутагены для "улучшения" человеческой расы и т.д. и т.п.
Рядом со всем этим чтивом нет-нет, но появлялись произведения серьезных авторов вроде Айзека Азимова, Пола Андерсона, Роберта Хайнлайна, Артура Кларка и Альфреда Бестера.
Очевидную популярность Amazing Stories подхватили другие печатные издания: Astounding Stories of super-science, World of Science Fiction и другие.
Научная фантастика все прочнее завоевывала воображение публики как жанр, сочетающий в себе непреходящее «ощущение чуда» и «практическое» утилитарное отношение к науке и вселенной, где за наивными, яркими обложками произведений скрывается сложное содержание, заставляющее не только мечтать, но и думать.
При этом во многих изданиях того времени серьезная научная фантастика, соседствовала с откровенным трешем, мистикой и "женскими" бульварными романами с откровенными картинками. Особенно этим грешили журналы вроде Weird Tales, где за фантастику успешно выдавали обыкновенные приключенческие рассказики, где мускулистые попаданцы на крутых тачках вкупе с полуодетыми девицами собирали приключения на свою крутую пятую точку в антураже какого-нибудь "чужого" мира.
Всем были нужны высокие тиражи и редакторы не гнушались разбавлять качественную научную фантастику всякой трухой эротического содержания, но с сюжетом, происходящим на других планетах, в параллельной реальности, чтобы все это бульварное чтиво можно было за уши притянуть к жанру Science Fiction. На последних страницах традиционно размещались рекламные блоки.
Во времена, когда у печатных рассказов еще не было конкурентов в лице теле-сериалов и компьютерных игр, начинающие писатели могли зарабатывать на жизнь короткими новеллами для научно-фантастических журналов.
Вместе со стабильным заработком они получали и очевидную зависимость от вкусов своих хозяев-редакторов. А так как зачастую редакторами бульварных журналов с научно-фантастической начинкой были люди, имеющие довольно посредственное образование и столь же незамысловатый вкус, то и "фантастика", напечатанная в этих журналах была соответствующего уровня.
От оправданной и жесткой критики эти издания спасало только то, что вместе с откровенным мусором печатались и серьезные вещи, ставшие со временем "золотым фондом" научной фантастики.
Да и сами издания со временем переросли детские болезни роста и к 50-м, 60-м годам ХХ века сформировался целый пул журналов, печатающих начную фантастику, которых даже самые отъявленные критики перестали называть "желтой прессой".
Успехи в освоении космического пространства к тому времени дали серьезный толчок к продвижению жанра научной фантастики и в Советском Союзе. Пионером среди журналов, где стали много и часто печататься рассказы и повести вначале советских, а затем и признанных зарубежных авторов стал журнал "Техника - молодежи".
Зачастую только в журналах и можно было отыскать произведения Роберта Шекли, Рея Бредбери или Артура Кларка, т.к. тиражи книг с научно-фантастическими произведениями в СССР были невелики, а спрос на них был огромен.
Кроме "Техники - молодежи" фантастические рассказы изредка попадали в Литературную газету, журнал "Наука и жизнь" и даже как ни странно "Химия и жизнь". Помнится первый мой фантастический рассказ Рея Бредбери "Я пою электрическое тело" я прочитал именно на страницах этого специализированного издания.
Начинаясь как развлекательное чтиво, призванное отвлечь читателя от последствий "великой депрессии" научная фантастика выросла в самостоятельный, самоценный и глубокий жанр с бесчисленным множеством свежих идей, не сдерживаемых рамками дозволенного и одобренного.
Трудно перечислить десятки авторов, которые начинали свой путь в литературе с "желтых" страниц и в итоге доросли до собственных многотомных антологий и престижных премий.