В данной статье хотел поделиться собственным мнением и воспоминаниями из юности, по поводу владения советскими мотоциклами. Только своими словами, без официального пафоса)))
Содержание:
1. Восход 3м
2. Юпитер 5
3. Ява 6-ка (350)
4. Минск
5. Карпаты
6. Планета
7. Урал
Все началось когда мне было лет 13, кто рос в деревне тот поймет. Там в таком возрасте ребята уже на тракторах работают наравне со взрослыми))) Рано в деревне взрослеют)))
1. Итак, первым был мот "Восход 3м". Что можно про него сказать....... Все хорошо, рвет как торпеда, оставляет "Минск" далеко позади. Но это в первый сезон после установки новой поршневой. Как только появляется небольшой износ и падает компрессия. Шлицы на кикстартере кончаются где-то через неделю, нога болит!!!! (ходишь и хромаешь) Как правило кик выбрасывается за ненадобностью, так как не держится. И мотоцикл заводится "со стометровки", что делает его не эксплутационным во время плохой погоды (нет зацепа), а для пацана который еле еле ногами до земли достает так вообще не посильная задача. Или завелся сразу, или иди пешком, на костер печь картошку и жарить сало. Проблема решается установкой на каждый сезон новой поршневой. Был он у меня не очень долго.......
2. Юпитер 5: Две недели пользования и был продан с молотка местному истинному Юпитерводу. По мне так, вредный мотоцикл сродни Восходу, если он в идеальном состоянии, то едет. Если начал мозги компостировать, то проще сдать на метал. Много сказать не могу, так как практически не пользовался, да и в нашей деревне их было не много.
3. "Яву, яву взял я на халяву" Этот мот, мне подарил Отец. Удивительно, но был с люлькой которая произведена из пластика, весом 70 кг, соответственно повороты направо были очень рискованными (решение опрокидывания было решено с помощью 190-го старого аккумулятора в коляске). А вообще это мотоцикл для асфальта. Рвет как пушка, одиночка так вообще весело))) Но не для деревенских дорог. Эксплуатировался только в сухую погоду. А в Сибири как известно она не очень частая. По капризности выглядит так. Сделал его хорошо один раз, потом только следить и вовремя обслуживать. Бывало зажигание сбивалось на более позднее, что приводило к отказу одного цилиндра. Эту болячку так и не смогли победить. Поэтому как только один отказал сразу регулировалось зажигание.
Теперь более интересные на мой взгляд аппараты)
4. Минск!!!! Неубиваемая тварь!) которому ваще на все пофиг. Заводится в любую погоду и при любом состоянии. Будет чихать пердеть, но ехать. Отличная жоповозка, для которой важно только наличие крутящихся колес, и небольшое плескание бензина в баке. Очень неприхотливая техника, будет разваливаться на ходу, но ехать не перестанет)
5. Карпаты. Мопед. Был у меня как то опыт езды на чужом Урале, что привело к перевороту и травме левой ноги (ушиб колена, порваная артерия, потеря крови и тд. Реабилитировался около полу года). Папа сказал баста...... мотоциклы не увидишь пока дурь не выйдет. Поэтому был приобретен мопедос "Карпачо". На самом деле очень надежный и неприхотливый агрегат. Бензин нюхает, проблем с движком нет. Единственное бесило ненадежное сцепление, которое постоянно раскрывалось и рассыпалось. Проблему решил тем, что выкинул практически все, а корзину прикрутил наглухо к коленвалу. Трогался с места с помощью ноги, оттолкнулся включил передачу и поехал. Служил он мне правдой и неправдой два сезона. Беда только в том, что в жару на дальние дистанции при выворачивании ручки газа на максималку 55км/ч, спустя километров 10, двигатель ловил "клин". Лечилось это все в поле. Торцовый ключ на 10, надфиль, наждачка и запасные кольца (всегда с собой возились) Вскрывается головка, сдергивается цилиндр, выковыриваются залегшие кольца. обрабатывается все надфилем, ставятся кольца и поехали дальше.
6. Планета. Надежная лошадка для перемещения ..опы и не только. Деревенский трактор, если бы на нее плуг в комплекте шел, то думаю пользовался бы он (плуг) народным признанием) Самый распространенный мот на территории Васюганских болот. Ест все от 76-го до 92 (масла только больше лей). Двигатель живет отдельной жизнью от мота в целом. Если мот уже ехать впринципе не может. двигателю пох, дай что нибудь покрутить!). Не подходит для дальних поездок, максималка маленькая и ..опа от вибрации устает. А вот что то увезти, привезти самое то. В пределах разумного.
7. Урал..... Нет не так, вот так, УРААААААЛЛЛЛЛЛ!!!!! Самый любимый мотоцикл из всей советской ушедшей эпохи. Попался мне в 2009 году, боязнь после аварии уже прошла, да и я повзрослел. 1991 года выпуска, пробег 12000 тыс, с доками. Минус в том что долго стоял в гараже..... очень долго. Реанимировал в принципе быстро. Снял "пихло", разобрал, (главное коленвал не вытаскивать, они почему то ходят долго только заводской сборки). Продул, промыл все каналы, проверил насос, притер клапана, заменил все резиновые детали на новые, так же все прокладки и сальники. Собрал, выставил зажигание по метке, завел, отрегулировал карбы и троса газа.......... И вуаля! Тихо работающий (Без характерного стука как обычно бывает от плохой синхронизации цилиндров) четырехтактный оппозитный двиг 650 кубов. Надежнее мотоцикла помоему не найдешь. Где он меня только не возил, что только с ним не проходили..... И всегда приезжали домой своим ходом. Даже на одном цилиндре. Из минусов, конечно же расход....... жрет как жигули(
В заключении хочу сказать, что те проблемы с мотоциклами которые были в то время. Сейчас решаются на раз два. Спасибо электронному зажиганию и еще куче всяких плюшек. Поэтому данный обзор проблем не подходит под современное время. Это больше воспоминания....