Ред.: Владимир, по Вашим оценкам, насколько комфортно с точки зрения экологии жить в Москве и в других крупных городах?
В.С.: Москва является достаточно благоустроенным городом, если сравнивать с другими мегаполисами с населением более 10 миллионов человек. С точки зрения экологии и состояния окружающей среды, Москва с её лесопарками, бульварами и краснокнижными видами в черте города находится в топе мировых столиц. С Москвой схож, пожалуй, только Лондон. Те же Нью-Йорк, Париж, Токио сильно уступают нашей столице в этом отношении, не говоря уже про какие-нибудь Мехико, Рио-де-Жанейро или Пекин.
Ред.: А если оценивать с точки зрения качества воздуха?
В.С.: Давайте начнем с того, что вообще влияет на качество воздуха в городах. Когда-то самым значительным источником загрязнения воздуха в городах была промышленность. Но на сегодняшний день из всех современных крупных городов выведено практически все крупное промышленное производство. На примере Москвы это можно наблюдать очень хорошо: в пределах МКАД из серьезных производств остался только Московский нефтеперерабатывающий завод, но и его, несомненно, рано или поздно ждет перенос или глобальная реконструкция. Всем понятно, что такие предприятия в пределах городов уровня Москвы не должны находиться.
В результате такой политики теперь главным источником загрязнения атмосферного воздуха Москвы и других крупных городов стал автомобильный транспорт. Выхлопные газы автомобилей в основном содержат оксид азота, который способствует формированию фотохимического смога. Это явление можно наблюдать и летом, и зимой при антициклональном типе погоды: над городом формируется очень характерная дымка. Да и просто уехав на достаточное расстояние от столицы, видно специфическое марево над Москвой. Это одна из главных проблем всех современных мегаполисов.
То есть, чтобы добиться приемлемого состояния атмосферного воздуха в городах, необходимо ограничивать автомобильное движение и стимулировать использование электротранспорта или аппаратов с гибридными двигателями. Здесь у Москвы всё еще впереди, я надеюсь.
Ред.: Вы профессионально занимаетесь бегом. Насколько вредно бегать, да и просто гулять в черте города, особенно недалеко от проезжей части?
В.С.: Мне не известно о каких-то научно доказанных медицинских противопоказаниях для бега в загазованном автотранспортом воздухе. Дышат все, а то, что через организм спортсмена проходит немного больше воздуха, мало на что влияет. Механизм действия оксида азота на организм пока не до конца понятен. Вот еще, скажем, 100 лет назад, например, в Лондоне, смог формировался оксидами углерода от выбросов котельных, которые топились углем. Такой воздух, конечно, гораздо сильнее влиял на легкие. Сейчас же мы можем говорить не столько о вредной, сколько о некомфортной среде обитания. И именно это заставляет политиков, а следом и экологов говорить об этом и лоббировать, в частности, производство электрических автомобилей.
Ред.: Неужели такие невинные производства, как хлебозаводы или шоколадные фабрики, например, Красный октябрь, оказывали сильное влияние на экологию города?
В.С.: Любое промышленное производство оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Конечно, современные предприятия проектируются и оборудуются с закладкой на то, чтобы были минимальные выбросы в атмосферу, минимальное загрязнение воды сбросами и пр. Иначе оно может оказаться просто нерентабельным из-за штрафов и экологических платежей. Поэтому современный хлебозавод можно даже не заметить в центре города. Однако при общей деиндустриализации крупных городов весь смысл в том, что промышленность должна находиться в специальных зонах, расположенных ну никак не в центральных районах. Развиваются так называемые технопарки, в которых предприятия размещаются в соответствии со специализацией. В России уже есть примеры такого рода –например, автомобильный кластер под Калугой.
Полный текст интервью читайте в электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ