наверняка, вам кажется знакомым этот кадр какого-то американского триллера 50х годов. но это не триллер, и не фильм вообще, а кинематографическая живопись Эдварда Хоппера.
Эдвард Хоппер – один из важнейших американских художников 20 века. о своих работах он говорил следующее: «то, что я хотел сделать, так это изобразить солнечный свет на стене дома.» и ему это удалось. во многих аспектах эстетика Хоппера отражает мир Голливуда : кадрирование, резкие контрасты светотени, перспектива, формируемая как бы движущейся камерой. режиссеры часто вдохновлялись произведениями Хоппера и использовали их линейность, а также различные художественно-выразительные средства, создающие ощущение драматической напряженности и надвигающегося саспенса.
творчество Хоппера развивалось на стыке эпох. художник большую часть жизни провел в Нью-Йорке – городе, показывающим истинное лицо меланхоличной Америки конца 19-го начала 20-го века. хоппер черпал вдохновение на пустых автострадах и улицах города, бесцельно ездил на поездах, наблюдая за человеком в этой новой среде технологического прогресса. он изображал бытовые сцены из жизни простых американцев, переживающих личностный кризис, которые молчаливо пытаются справиться с ним. неслучайно Хоппер принадлежал к «Школе мусорных ведер» - художественному объединению американских реалистов, основной темой картин которых являлась повседневная жизнь рабочих и бедных кварталов Нью-Йорка.
технологическая революция не могла пройти мимо самоощущения человека в обществе : отчуждение людей друг от друга, стирание общественных границ, развитие капитализма и индивидуализма, одиночество и тоска – вот, что мы наблюдаем в картинах Хоппера.
в «Полуночниках» художник изобразил группу людей, оказавшихся вместе в баре по случайным обстоятельствам. они подавлены и замкнуты в себе. персонажи Хоппера не интересуются ни друг другом, ни нами, ни окружающим миром. эту мысль особенно выражает мужчина, сидящий спиной к зрителю. он полностью поглощен собой, поэтому выбрал стул на длинной стороне стойки, вдали от прочих посетителей.
свет бара падает на окна здания напротив, освещая инетерьер магазина, - треугольник света мы видим на стене за кассой. примечательно то, что из-за наличия на заднем фоне здания, мы не видим неба, не можем определить время, не можем вдохнуть воздуха. свет в картине не оживляет ничего, на что падает ( обратное мы наблюдали в картинах импрессионистов, для которых свет был источником вдохновения и динамичности их работ ). свет Хоппера – это холодный свет от электрических ламп, еще одного символа технологического прогресса. эта холодность подчеркивает архитектурный минимализм и статичность картины, создает ощущение готовой раскадровки. но при этом возникает парадоксальное ощущение того, что если мы чуть дольше задержимся возле этого бара, что-то произойдет : появится прохожий или что-то случится в баре, всё слишком спокойно, и это вызывает ощущение нагнетания и удушливости пространства.
но ничего не происходит. картина остается плоской, упорядоченной и молчаливой.
картина Хоппера – это замкнутая ловушка. она затягивает, давая намеки на персонажей, но не предлагая сюжет. и как только мы уже готовы отойти в сторону и перестать наблюдать, наш интерес разгорается еще больше, нас трогает боль и одиночество людей в картине.
мы сопереживаем, но при это не можем помочь, поскольку художник не дал выхода ни героям из бара, ни нам из его молчаливого произведения.