Найти тему
Kaplans_book_review

Кристин Ханна – Соловей, 2015

Оглавление

Тэглайн: «Чужая война»

Что это

Роман об испытаниях. Книга о том, как отвратительно чувствовать себя преданным и проданным лишь потому, что кому-то так было удобнее - ничего личного, просто бизнес. Книга о вечном и бесполезном оправдании - «я лишь выполнял приказ». История о том, как низко могут пасть некоторые люди, успокаивая себя тем, что «не прогнусь я - прогнется кто-то другой», о том, как тяжко по завершении любой войны жителям оккупированных территорий смотреть друг другу в глаза. Ну и конфликт отцов и детей на основе еще не открытого в те годы ПТСР - во всей красе 

Для кого

Для любителей истории и драмы. Для тех, кто считает что Франция мало участвовала во Второй Мировой и вообще «у них там был курорт». Курорт - не курорт, а точно так же как и из Киева, из Парижа вывозили евреев с аналогичной же целью, и точно так же коренное население делилось на тех, кто просто сожалел, тех, кто грабил оставшиеся без владельцев квартиры, и тех, кого впоследствии назовут «праведниками народов мира».

О том, что люди везде в одинаковой степени разные, полезно знать всем любителям разделять на «наших» и «не наших».

Что хорошо

Драма. Качественная такая драма пополам с густой атмосферой безысходности и безнадежности. Дикий контраст между реалиями мирной европейской жизни с пикниками и частными школами и внезапно нагрянувшим военным положением - видно как люди, дезориентированные новой реальностью мечутся и в моральном и в буквальном смысле, пытаясь хоть как-то закрепиться на месте и начать налаживать жизнь и быт. Судя по тому, насколько схоже подобное описано у отечественных авторов, Кристин Ханна основательно вжилась в освещаемый исторический момент. 

Печальная история маленького сына подруги главной героини - самый страшный удар судьба наносит ему уже после освобождения Франции: нет хуже судьбы, чем потерять семью дважды, и еще непонятно, которую из потерь он перенес тяжелее. Композиционная загадка - почти до самого конца неясно, в чьи же именно воспоминания автор погружает читателя - это интригует.

Что плохо

Некая механистичность написания. Вот, вроде, и на месте все, даже детали есть, а картинка перед глазами не складывается, да и главным героям/героиням не очень хочется сопереживать. Не вышло у автора эмоционально привязать читателя к персонажам: они делают что должно, но делают это без души - «без уважения». И очень, очень стереотипные немцы - один «до костей мозга европеец» другой - классическая «нацистская свинья» и это настолько скучно, что хочется зевать.

Ну и концовка в стиле «встреча выпускников, у всех все прекрасно!» не добавляет радости. 

В сухом остатке

Увы, не вышло из Кристин Ханны Эммы Орци, а из «Соловья» - «Алого Первоцвета». Не хватает глубины, не хватает тонкости, не хватает мурашек по коже - уж очень все обыденно и беззубо. Даже сцены в концлагере. Даже сцена казни. Почитать любопытно, но совершенно необязательно. 

Что читать вместо

Если про немецкую оккупацию, но на территории СССР и от очевидца - «Бабий яр» Анатолия Кузнецова. (Детям в руки не давать).

Если про оккупантов и сочувствующих им полицаев - «Каратели» Алеся Адамовича. (Детям в руки не давать категорически).

Если про немецкую оккупацию на территории Франции,и тоже от американского автора но более пронзительно - «Весь невидимый нам свет» Энтони Дорра (моя рецензия на книгу).

Если про «Сопротивление» в классическом романтическом стиле - «Алый Первоцвет» Эммы Орци

Если же интересна реакция советских людей на внезапно случившийся военный катаклизм - «Живые и мертвые» Константина Симонова.

О книге на сайте издательства Фантом пресс