Тут человек написал «Что движет людьми, которые пишут "Кто-то умер"? Лента пару суток метрами состоит из огромных сообщений "КТО-ТО УМЕР", то это ну просто охренеть.
Зачем это делается? Другие слова начинают происходить чуть позже — а сначала все добрые честные люди хотя бы сутки наперегонки кому-то телеграфируют, что КОЛОБОК ПОВЕСИЛСЯ».
А я вспомнила, что именно вчера ровно таким образом репостнула новость о смерти Доренко. Немедленно, только узнала.
И вот, что ответила комментом, а теперь выношу в пост.
Я очень расстроена смертью Доренко. Потому что ощущала с ним близость и он был практически членом семьи. Не потому, что я его слушала - его слушал мой друг, он часто рассказывал цитаты и кусочки. Казалось бы, я не была слушателем, но вот симпатией постепенно прониклась, причем такой фоновой. Его присутствие радовало примерно как радует то, что есть семья. Поэтому меня ударила его внезапная смерть. Он создавал поток, в котором были чуть более смелые мысли и чуть более глубокое осознание, чем «в целом по больнице». Ошибался в чем-то? Да наверняка когда-то за большую жизнь, но я же не ползаю с лупой за всеми срачами мира, потому не в курсе. Зато он просто жил в моем мирке, пусть не в центре, но место ему было. Поэтому я немедленно репостнула, первую же новость о гибели Доренко, бросила дела и кинулась искать подробности. Не чтобы узнать порцию свежих сплетен, а потому что мне больно, человек был дорог, умерла часть моего тепла. И не нашла при этом публичных слов кроме «пипец, я расстроена».
Не кидаюсь репостить и комментировать все смерти и катастрофы. Но понимаю, что людям надо их отреагировать. Есть ритуалы проводов родных и соседей, членов общины. Они нужны чтобы закрыть дыру в небе, признать, принять, отгоревать, подвести итоги и искать новое равновесие после потери. Сейчас наша община у нас в голове. Человек может быть даже не знаком с тобой, и ты мог с ним не встречаться физически и не переписываться. Но он был частью твоего существования. И выясняется, что потерять его больно и печально.
28 лет назад погибла Янка Дягилева, и все 28 лет я каждое 9 мая это вспоминаю. Не со всеми в прошлом умершими у меня такая связь, но факт. Это внутренние дела каждого, конечно. И много лет я вспоминала, обдумывала жизнь и смерть Янки молча, про себя. Лишь иногда когда с концертом совпадало, говорила со сцены. А сейчас стала писать об этом в блоге, потому что ощущаю, что это внезапно важно не только мне. Что-то в мире происходит в связи с этим, какие-то энергии хотят, чтобы их договорили, переварили.
Нельзя упрекать людей в этом, хотя наши карты важности, карты горя по тем или иным умершим могут не совпадать. И часто меня не переворачивает чья-то смерть: я не знала этого человека, или он не формировал мой мир. Но все же я с уважением отношусь к переживанию другими прощания. И часто в такие моменты просто читаю про жизни совсем далеких и незнакомых. Знакомлюсь и прощаюсь одновременно. И это, оказывается, важно. В процессе осознания чьей-то смерти собирается сгусток воспоминаний, опыта, энергии, который становится опытом мира. Это не совсем память и почитание. Это наш мир перестраиватеся. Мы берем на себя поток, который перестал держать ушедший человек. Вернее, сначала поток остаётся бесхозным - и от этого боль. А потом окружающие перераспределяются и берут на себя повисший кусок неба. Вот это и есть важный момент, который надо прожить вместе с теми, кому не все равно в каждом конкретном случае. И больше всего больно и тяжело, когда никто не подобрал и не поддержал осиротевший поток. Это называется «некем заменить» человека. Бывает, окружающие не могут и не хотят, неспособны взять такое качество и количество на себя. Вот тогда невосполнимые потери. Самое плохое, когда не только личный поток ушедшего теперь проводить и восполнить некому, но еще и ощутить, отгоревать потерю по-нормальному некому. Земля потеряла нечто, дыра осталась. Но окружению не до этого, или в нем мало тех, кто мог бы это по-настоящему понять (например, несоответствие уровней, несовпадение частот). Тогда повисают на годы, десятилетия, века неосознанные, неотплаканные лавины горя и незаживающие язвы, потерянные возможности, несделанные дела. Такое бывает после войн. Но бывает и вообще. Так что не упрекайте людей. Как могут, так и переживают. Мы же общаемся ярлычками. Что внутри - это резонансы. Написала «их никто не видит». А потом сама себе возразила. Да видим мы их. Видим, настоящее переживание у человека или фальшивое. Не тем зрением, но видим. Потому раздражают безвкусные цветочки, ленточки, колокольчики, яйца, свечки на картинках в соцсетях. За картинкой спрятаться, быть «со всеми», но ничего не иметь своего - так многие делают, и мы уже этим научаемся не обманываться. Но за безвкусной картинкой может стоять и настоящее чувство, только коряво и неловко выраженное. Не умеет еще человек выражать, но чувства есть.
Как отличить одно от другого?