Найти тему
Уксус

Драма протеста (на примере депутата Максима Резника)

Любая политика, а тем более выборы это театральная постановка. Если не буквально, то метафорически. Язык театра удачно «зашел» в среде политических журналистов и политологов. И этому есть ряд причин. Приведем лишь несколько доводов в пользу этой позиции, а в качестве примера используем метафоры «театра» для анализа нашумевшей истории вокруг оппозиционного депутата Максима Резника.

Метафора театра

Метафора театра как никакая другая подходит для описания мира политики. Понятия «игра» и «театр» принадлежат к одним из наиболее ярких и глубоких сфер деятельности людей, при этом они четко структурированы в сознании носителей языка. О театральности политического дискурса говорят в том смысле, в котором метафора театра применима к реальной жизни вообще («весь мир театр»), т.е. процесс коммуникации можно описывать и объяснять, пользуясь категориями театра.

Ниже приведем пример корреляции театральной и политической терминологии:

-2

Помимо универсальности «языка театра» есть и прямое сходство политики с театром. Театральность политического процесса связана с тем, что одна из сторон коммуникации — избиратели — выполняет преимущественно роль наблюдателя, который воспринимает политические события как некое разыгрываемое для него «действо». Политики, общаясь друг с другом и с журналистами, постоянно помнят о «зрительской аудитории» и намеренно или непроизвольно «лицедействуют», «работают на публику», стараются произвести впечатление и «сорвать аплодисменты». В то же время, большинство избирателей воспринимают политику не более чем разновидность развлечения, в котором традиционно должны присутствовать элементы шоу, декорации и яркая актерская игра политиков.

Часто метафоры театра бытуют среди негативно настроенных к политике людей. Представления о «двуличии», «фальшивости», «несамостоятельности» современных политиков идеально укладываются в язык театра. Неискренность, искусственность, ненатуральность, имитацию реальности современными политиками — все это можно подчеркнуть, объясняя политические события посредством языка театральных постановок.

Политическая сцена Санкт-Петербурга

Попробуем проанализировать события вокруг скандала с предполагаемым употреблением наркотических веществ («курил косяк») оппозиционным депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максимом Резником. Причем будем использовать театральные метафоры (а чтобы подчеркнуть их присутствие в описании — выделим слова из «языка театра»).

Прологом для отдельного акта театральной постановки под названием «губернаторские выборы» в Санкт-Петербурге, стало видео, на котором Максим Резник курит сигарету, таким образом, как обычно «курят косяк». Обнародовано видео было сразу же после события совершенно обыденного и лишенного всякого драматизма на политической сцене Санкт-Петербурга — празднования Первомая. Этот день давно стал пародией на политическое событие. Но случилось неладное. Максим Резник замахнулся на режиссерский замысел и попытался сменить жанр скучного и предсказуемого для всех сериала, привнеся туда элементы драматизма (то есть, реальные политические лозунги, такие как «Петербург без Беглова и единороссов»).

фото задержания Максима Резника на шествии 1 мая
фото задержания Максима Резника на шествии 1 мая

Причем во многом это ему удалось. «Маленькая провокация» Резника (или «несогласованный митинг внутри согласованного шествия», говоря языком суда) сменила изначально задуманный режиссерский замысел в отношении жанрового формата Первомая 2019 — праздник из пародии превратился в фарс с элементами драмы. В отместку, самому депутату была отведена роль главного злодея в новом акте постановки.

Для создания соответствующего амплуа были задействованы городские СМИ.

Заголовки в городских СМИ пестрят фамилией Резника
Заголовки в городских СМИ пестрят фамилией Резника

Драма Резника

Драма заключается в том, что Резник не хочет быть актером в рамках чужого сценария, а тем более в роли главного злодея. И роль мальчика для битья, ему явно не по душе. Он предпринимает ряд неудачных импровизаций. Сначала использует агрессивную риторику, называя акторов закулисы, которая организовала против него информационную компания, и, угрожая засудить городские СМИ.

Скриншот страницы Резника в телеграм канале
Скриншот страницы Резника в телеграм канале

Резник фактически сам «срывает с себя маску» интеллигентного петербуржца и сторонника демократических взглядов.

Если бы Максим Резник был талантливым актером и опытным игроком, он бы использовал компромат против него и весь медийный шум вокруг него для разговора со зрителем(избирателем) о легалайзе, и сорвал бы таким образом аплодисменты (симпатии) молодой аудитории.

Далее следует попытка ухода со сцены. Максим Резник уезжает в Чехию. Депутат не принял навязанных ему правил игры, — отказался от проведения теста на наркотики, и далее, буквально, в физическом смысле покинул сцену, уехав зарубеж.

Достаточно грамотный ход в любых других декорациях. К тому же Резник совершил ряд ошибок (объяснимых волнением на сцене). Во-первых, его уход со сцены должен был быть продолжительным. Хотя бы месяц. А за время майских праздников ажиотаж вокруг него не только не остыл, а напротив, — многие СМИ согласно сценарию продолжали максимально раздувать интерес к теме. Чего стоит, запущенный #ячистChallenge[:  НЕВСКИЕ НОВОСТИ готовы отстаивать свою позицию в конфликте с депутатом Резником в суде после прохождения им медосвидетельствования.

Во-вторых, современные медиа и прямой контакт со зрителями (избирателями) через социальные сети и мессенджеры — расширяет пространство сцены, превращая его в виртуальное. То есть, физический уход со сцены еще не означает обрушения первоначального сценария. Депутат не стал хранить молчание, продолжил «болезненно» реагировать на критику в свой адрес, и в довершение ко всему вновь «спалился» за употреблением наркотиков (будучи в Чехии).

Маневр не только не удался, но оказался провальным, лишь дав пищу для новых не менее грязных информационных поводов в общей кампании против оппозиции, и Резника в частности. Тут и «лечение в наркологической клинике» в Европе, и просто обвинения в «бегстве из России».

Вот лишь краткий пример заголовков в СМИ:

Коровин предположил, что Резник улетел в Прагу из-за легализованных там наркотиков;
Депутат Госдумы уверен, что Резник сбежит из РФ;
Депутат-наркоман Максим Резник оказался не нужен «Партии Роста»;
Нарколог уверен, что у Резника нет морального права отказаться от теста на наркотики;
Резник паковал чемоданы и не успел на Конопляный марш;
Марихуанна, анаша и алкоголь: депутат ЗакСа Резник попытался скрыть “белую горячку” приступом;
Депутата Резника застукали в Чехии с косяком марихуаны;
Загадка «белки» Максима Резника.

Действие, реализованное в жанре плохой комедии, Резник отчаянно пытается переформатировать в жанр драмы. На это направлена вся его плохая игра, в том числе эпизод с сердечным приступом. В итоге мы получаем трагикомедию, где плохие режиссеры имеют дело с плохими актерами, а за всем за этим наблюдают и смеются петербургские горожане.
Виктор Семенофф, Уксус.ru