Найти тему

Алан Купер против Аристотеля: золотое правило бизнеса

"В бизнесе нет ничего безобразного, кроме бесхарактерного, то есть не выражающего никаких истин, ни явных, ни тайных.
"В бизнесе нет ничего безобразного, кроме
бесхарактерного, то есть не выражающего
никаких истин, ни явных, ни тайных."
Роден

«Золотое правило нравственности» — «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

«Ноги у этого правила растут» от трудов Аристотеля, в одном из трудов на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Как бы всё правильно. Но ключевое слово здесь «как бы»

Человек, «не имеющий никакого образования, кроме высшего», понимает это буквально: делай то, что тебе приятно и не делай, что тебе не приятно. И своими действиями демонстрирует пример «победы здравого смысла над наукой». Как следствие магазин начинает работать в то время, какое удобно владельцу (менеджеру), торговать одеждой, какая нравится собственнику; контора начинает писать письма, которые понятны только авторам писем, и т.д. и т.п. Другими словами, «психбольница попадает в руки пациентов».

А не «как бы»?

Ведь все люди разные, и каждому нравится своё, кому-то не нравится то, что нравится другому. Получается, что золотое правило нравственности «как бы» хорошо, но вот выполнить его невозможно?! А если попытаться понять его неявный смысл: «Тебе нравится, когда люди относятся к тебе с учётом твоих «тараканов», относись к людям также». Нужно делать не то, что нравится тебе, а то, что нравится не тебе, твоим клиентам. И между этими «нравится» часто лежит пропасть.

Чтобы делать то, что нравится клиентам, сначала нужно понять их, описать их архетип. Описание архетипов я рекомендую делать так, как это описал в своих книгах Алан Купер. После описания архетипов придёт понимание многого, в том числе, «почему нельзя быть милым для всех». Придётся выбирать «своих» клиентов и научиться делать то, за что они готовы платить деньги.

Комментируйте, задавайте вопросы, ставьте лайки и дислайки, подписывайтесь на мои Телеграм каналы Записки аналитика бизнеса и Записки Книжного червя.