Найти тему
Золотой склад

Что внутри 42-летнего Урал-Авто-2. Уникальные микросхемы, интересные особенности, история (часть 1)

Оглавление

автомобильный переносной радиоприемник Урал-Авто-2
автомобильный переносной радиоприемник Урал-Авто-2

Сразу оговорюсь. Я не приверженец деребана советской техники на драгметаллы. В ситуациях, когда мне попадаются устройства из СССР, подлежащие восстановлению, я отдаю предпочтение их реставрации (меняюсь или дарю ценителям/коллекционерам), а не разбору на золотосодержащий лом.

В данной же ситуации, восстановить радиоприемник не представляется возможным, поэтому единственное, что с ней можно сделать, это показать вам, из каких деталей она изготовлена, и рассказать об интересных особенностях данного устройства.

Немного истории и интересных фактов.

фото автора. радиоприемник с разных ракурсов.
фото автора. радиоприемник с разных ракурсов.

На мой взгляд, среди советской радиотехники просто нет таких устройств, которые не вызывали бы интерес или восхищение. Данный радиоприемник в этом не исключение. Модель была разработана в начале 1970х и на тот момент обладала рядом преимуществ. Устройство можно было установить на любой тип транспорта с напряжением сети 12-15 вольт. Его габариты были значительно компактнее, чем у аналогов, а встроенный динамик и подключение к батарейкам, позволяли использовать Урал-Авто-2 в качестве переносного «магнитофона». Этакий советский аналог современных блютуз-колонок.

Даже не представляю, где сейчас можно встретить автомобильное радио, которое можно взять с собой на природу, а потом обратно вставить в панель транспортного средства. Но тогда - в семидесятых, это даже не считалось чем-то сверх инновационным или уникальным. Люди относились к такой функции как к чему-то повседневному и обычному. Сейчас же, я полагаю, что данную «фишку» какой-нибудь эппл или сони преподнесли бы как исключительную разработку достойную нобелевской премии.

Реклама магнитолы Урал-Авто-2  в издании "радио-7" 1973г
Реклама магнитолы Урал-Авто-2 в издании "радио-7" 1973г

Приемник устанавливали на москвичи, автобусы и даже сельхозтехнику, а в 1975г была выпущена отдельная серия ко дню празднования великой победы. В кокой-то степени, это был народный радиоприемник, который сейчас, к моему большому сожалению, позабыт и оставлен.

Подробное описание приемника, дали в 7 выпуске журнала «Радио» за 1973г. (смотрите рисунок ниже).

Уникальные детали, используемые в конструкции приемника.

вид радиоприемника без верхней крышки.
вид радиоприемника без верхней крышки.

В серийных устройствах достаточно сложно встретить что-то уникальное или редкое. Однако при первом разборе приемника я обнаружил нечто особенное, чего не часто видел в других агрегатах.

Микросхема К2УС245 именуемая среди радиолюбителей как «ракета».

фото автора.
фото автора.

В целом среди ее функций нет ничего выдающегося. Она выступает продолжением линейки микросхем К224УН4 и применяется в качестве усилителя низкой частоты с автоматическим регулированием усиления.

Интересно в ней то, что достаточно долгий промежуток времени (согласно открытому источнику) микросхема считалась опытным экземпляром и практически не применялась в технике. На ее корпусе имеется интересный рисунок в виде ракеты, а содержание золота в ее корпусе, по данным справочника составляет 0,01 грамм. Немало для изделия таких небольших размеров.

Микросхема К2УС245, которую вы можете наблюдать на фото выше, выполнена в виде небольшого прямоугольника в красной оболочке. Как говорят источники, это признак первых опытных образцов. Серийные же изделия производились в черных пластиковых корпусах с таким же обозначением.

-6

На некоторых ресурсах данную микросхему называют уникальным раритетом. Не берусь утверждать так ли это на самом деле, но деталь для меня стала действительно интересной находкой.

На этом пока все. Если вам была интересна данная статья, и вы хотели бы знать какие конденсаторы с содержанием драгметаллов можно встретить в устройстве Урал-Авто-2, ставьте пальчики вверх и уже сегодня выйдет полный разбор радиоприемника с описанием приемных деталей.

Авто
5,66 млн интересуются