Сейчас киношников не ругает разве что ленивый. Особенно достаётся тем, кто снимает военные картины. В своё время я побеседовал с маститым российским кинохудожником Валерием Сокороумовым, который участвовал в создании культового сериала «Семнадцать мгновений весны» и других известных картин. Мы с ним познакомились во время съёмок многосерийного художественного фильма «Неопалимая купина» по одноименной повести писателя Бориса Васильева.
Вокруг нас «фланировали» главные герои, а также тусовалась массовка. Поскольку действие картины происходит в послевоенные годы, на всех были соответствующие моде того времени наряды. За историческую достоверность «картинки» в кадре как раз и отвечает художник-постановщик. Ведь любая промашка потом может дорого обойтись. «Придется переснимать», - помню, вздохнул Валерий Сорокаумов.
А что значит переснимать?
По словам моего собеседника, во-первых, нужно будет снова оплатить расходы всех, кто находится на съёмочной площадке. Ясное дело, самые большие суммы получают «звезды». А если они уже разъехались кто куда, то, значит, придётся снова их вызывать, оплачивать проезд, гостиницу и пр. А если они не могут? «Массовикам» платят, конечно, значительно меньше. Но если задействовано большое количество людей, то в итоге сумма набегает приличная.
Кроме того, нужно опять арендовать помещения, в которых велись съёмки. А ещё необходимо опять внутри всё заново обставлять. Кроме того, вывешивать надписи соответствующей эпохи на современные здания. Всё это тоже затраты. Но иначе так называемая локация будет выглядеть не так, как надо. В общем, ясно, что пересъёмки – это настоящий кошмар для киношников.
Прошибает пот
- Если оглянуться назад, то меня иногда прошибает голодный пот, - улыбнулся Евгений. - В любой картине ляпов можно найти предостаточно. Но есть неточности маленькие, на которые попросту закрывают глаза. А бывают весьма существенные. Так, тридцать пять лет тому назад мы снимали в Чечне фильм «Приходи свободным» (1984). Дело было ещё до первой чеченской войны середины 90-х.
Там играл Митька Золотухин - он известен по фильму «Юность Петра» Сергея Герасимова. Действие происходило в 1917 году. Надо было построить соответствующие декорации. Нашли старинный паровоз. Отсняли всё как следует. С техникой, актёрами, массовкой. А потом смотрим уже готовый материал, а на паровозе... герб Союза Советских Социалистических Республик.
Причём со всеми пятнадцатью республиками. И это в 1917 году! Конечно, ко мне тут же с претензией: «Ты, пень, куда смотрел?! СССР ведь в 22-м году образовался!» Я, конечно, отбивался, как мог. Мол, из башки вылетел этот исторический факт. «Все мы люди и всем свойственно ошибаться. У меня ведь в каждой картине десятки, а то и сотни объектов. Могу что-то и проморгать», - говорил в своё оправдание.
Но в итоге та сцена попросту целиком ушла в корзину. Хотя в ней были задействованы и каскадеры, и лошади, не говоря уже о паровозе. С другой стороны, именно по этой причине и ушла в корзину: поняли, что переснимать – слишком дорогое удовольствие.
По-редакторски
- А говорят, что с помощью компьютерной графики можно из кадра убрать или добавить всё, что угодно.
- Ну что вы! Это не так просто. К тому же герб получился весьма впечатляющим. Просто так его невозможно было замазать. Поэтому если что-то переснять никак не получается, то проще вырезать неправильные кадры. Тут, как у журналиста в статье. Редактор ведь тоже сокращает всё, что ему не понравится.
Персональная ответственность
За каждый кадр я несу персональную ответственность. Любой фильм – это череда эпизодов. Скажем, Вася и Маша сидят за столом, едят кашу. Всё чётко по кадрам. Оператор крупно берёт Васю, Машу, кашу, тарелку, вилку и прочие детали. «Картинка» в любой момент должна выглядеть убедительно, включая малейшую деталь.
Чтобы не получилось очередного ляпа. Скажем, Вася входит на кухню с папиросой «Беломорканал», а выходит с сигаретой «Ява» с фильтром. Кто виноват? В данном случае, слава богу, не я, а реквизитор. Потому что такие мелочи я просто физически не могу отследить.
Какой фильм у вас был первым?
- Знаменитый 12-серийный фильм «Семнадцать мгновений весны» (1973). Я тогда работал бутафором. Это я выстраивал бункер Гитлера. С тех пор прошло уже почти полвека. Но я до сих пор всё отчетливо помню. А в фильме по Варламу Шаламову «Последний день майора Пугачева» (2005) я построил целый концлагерь с бараками. Потом возводил ещё и лагерь на Колыме. Хотя не был ни в бункере Гитлера, ни в концлагере, ни на Колыме.
Включают фантазию
- В таком случае, как же вы всё выстраивали?
- Использовал фотографии, какие-то исторические документы. Но часто включал свою фантазию. С другой стороны, свою фантазию включают и другие участники съёмок. Поэтому то и дело происходят стычки. И с операторами, и с режиссёрами. Тут всё, как в любой другой работе. Скажем, инженер с токарем запросто может подраться из-за того, что тот неправильно выточил гайку. Хотя у них всё же проще, поскольку у гайки есть чертежи.
А мы свои «чертежи» придумываем в голове. Это, кстати, касалось и «Неопалимой купины». Я приехал задолго до всех. Мы тщательно выбирали «натуру». Потом начались съёмки. Вроде всё подгадали. И вдруг, помню, грянула дикая аномальная жара. На площадке нужно было работать по 12-13 часов. И это при температуре под тридцать градусов!
Все ходили и помирали. Не знали, в чём работать – то ли в шортах, то ли в трусах. Ладно, я мог бегать чуть ли не в чём мать родила. А актёры и массовка просто парились. Особенно тяжело пришлось переодетым в военную форму.
Консультанты подкачали
- Как вы подбираете "натуру"?
- Да по-разному. Когда в середине 80-х в течение трёх сезонов снимали сериал «МУР есть МУР» (три блока по 8 серий), то нам нужны были бараки. Дело в том, что действие происходило в 50-х годах сразу после смерти Сталина. Тогда работы в МУРе прибавилось. Преступный мир почуял запах свободы. По амнистии сотни уголовников были выпущены на волю. Мы долго искали нужную "натуру". С огромным трудом нашли последние бараки в Балашихе под Москвой...
- Если всё так тщательно просчитывается, то почему в фильмах, как пишут, так много ляпов? В Интернете даже ролики снимают с целыми подборками, посвящённые той или иной картине. В том числе, кстати, и сериалу «Семнадцать мгновений весны».
- Всё предусмотреть просто нереально. Многое зависит от консультантов. Скажем, в «Неопалимой купине» была задействована различная техника. Поэтому мы плотно сотрудничали с коллекционером и реставратором Алексеем Поповым, который отвечал за весь игровой транспорт.
А художница по костюмам тщательно подбирала пиджаки, брюки, юбки и пр. Обычный зритель видит в кадре просто платочек определённого цвета и фасона. А профессионал оценивает материал, расцветку. И запросто может сказать, что конкретно такого узора в 40-х годах ещё не было. Вот вам и очередной ляп. Понятное дело, тогда в чулках ещё не ходили. Значит, нужно было найти подходящие носки. Помню, как мы перелопатили миллион картинок!
Важна каждая буква
И афиша, мимо которой в течение секунды-другой (!) проходит главная героиня, тоже должна соответствовать своему времени. Это касалось и вывесок типа «Гастроном», «Кафе», «Парикмахерская». Даже буквы могут подвести. Надо чётно знать, какие использовали после войны. Ведь шрифт с годами меняется. То есть в 40-х в СССР писали вовсе не так, как во времена Владимира Маяковского.
Конечно, массовому зрители такие мелочи покажутся несущественными. Но знатоки ведь не дремлют. А нам действительно хочется всё сделать максимально правдоподобным, чтобы потом не краснеть со стыда. Потому что знатоки сразу поймут, что на экране едет, скажем, не настоящий ЗИС-5, а нечто закамуфлированное...
- Наверное, труднее всего снимать исторические фильмы? Там всё должно быть соответствующей эпохи.
- Конечно. Помню, делали сериал «Северный Сфинкс» (2003), посвященный драматическим событиях в судьбе российского императора Александра I. Выстраивали целый царский кабинет. Использовали гравюры и прочий необходимый реквизит. В поисках исторической правда облазили весь Санкт-Петербург вдоль и поперёк. Где мы только не побывали. И в Эрмитаже, и в Тронном зале, и в Янтарной комнате.
Но в итоге, как мне кажется, получился неплохой исторический фильм. Было тяжело, но интересно. Отмечу, что всегда трудно строить массовые сцены. Скажем, в одном эпизоде «Неопалимой купины» нужно было где-то достать 15 старых тачек на колесах. Плюс аутентичные носилки. Иногда нужно ребятам закрутить или открутить, наверное, целый миллион шурупов. А ещё здания покрасить.
То есть подготовить фасад. А если он высокий? Тогда надо вызывать специальную технику. А ещё нужно было построить целую... котельную. На всё ушло не просто два дня, а двое суток. Ковырялись ночи напролёт!
Никто не хочет выглядеть в кадре дураком
- Где вы учились?
- В театрально-художественном училище. Там готовят представителей различных кинопрофессий. Бутафоров, звукооператоров, осветителей, гримеров, костюмеров. Всё это узкие специалисты, без которых хорошего «кина» не получится. Где я только не работал! Даже уже порой не помню, что и как снимали. У меня ведь за плечами уже более 60 фильмов...
- А вы можете дать указание актёру? Иногда смотришь фильм и думаешь: а ведь так в те времена явно себя не вели...
- Сказать, конечно, могу. Но не всем. Действую по обстоятельствам. Иногда актёр и сам не понимает, куда попал. Какая эпоха. Что за обстановка... Хорошо, если просит подсказать, как ему лучше держаться. Скажем, Машков – мой хороший друг, он всегда слушал, что я ему говорил. Мол, ты, Володя, не прав в этой сцене. Он не бычился, а старался исправиться. Чтобы не вышла лажа. Никому не хочется выглядеть в кадре дураком. Мы все не святые. Сколько живёшь, столько учишься. Я и сам всегда стараюсь прислушиваться...
Фото автора, из архива.
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart, ставьте, пожалуйста, лайки, смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!