Уже который раз пытаюсь закончить читать Курта Воннегута «Колыбель для кошки», но то одно, то другое, пятое, десятое. Я на него опять набрела под девятое мая и грядущее двадцать второе июня. Ассоциативные ряды. Этого американского писателя сделала известным – Вторая мировая. В июне 1944 года открывают Второй фронт при участии американцев, среди которых Воннегут был добровольцем. А зимой того же года он угодил в трудовой лагерь в Дрездене к фашистам. У прадедушки Курта немецкий был родным, так что немного говорить на нем парень умел. Фашисты сперва хотели его сделать старшим среди военнопленных, но Курту хватило тех немногих знаний немецкого, чтобы проявить талант сочинителя и, пугая фашистов русскими, пообещать им физическую расправу. Фашистам угрозы не понравились. Они побили Воннегута и лишили всех привилегий, которые он мог получить за знание языка.
Его автобиографический роман «Бойня N 5», кстати, так назван потому, что пленных держали в пустующей пятой скотобойне. Во время бомбардировок Дрездена в феврале 1945 года Воннегут и еще шесть американских пленных выжили.
Оправданность бомбардировок этого немецкого города – до сих пор вопрос неоднозначный. Число жертв по сей день не могут согласовать: то двадцать тысяч, то двести двадцать тысяч. Сам Воннегут утверждал, что погибла четверть миллиона. Дрезден был симпатичный город с развитой промышленностью. За три дня союзники его разбомбили, хотя до конца войны оставалось меньше трех месяцев, и уже было очевидно, что фашисты проиграли. Но среди причин бомбардировок указывают желание ВВС Британской короны показать советским войскам свою мощь, в том числе. И наказать немцев за преступления во время войны.
Курт выжил потому, что пересидел бомбардировки в подвале той самой пятой скотобойни. А потом с другими добровольцами разбирал завалы, искал выживших, извлекал трупы и сжигал их. Это произвело на него неизгладимое впечатление. Он писал, что большинство погибших были мирные жители, что он не может понять и принять справедливость такого «возмездия» со стороны союзников.
«Бойня N5» по этой причине долгое время в США был романом запрещенным и жестко цензурируемым. А «Кошачью колыбель» остракизму не подвергали. Может, потому, что это был научно-фантастический роман. В англоязычной версии врагами рода человеческого названы Сталин, Гитлер, Муссолини, а в советском издании Иосифа Виссарионовича забыли упомянуть.
Об ответственности ученого за свои изобретения этот роман.
Для нашего потока аспирантов Виктор Данилыч Михайлов читал данный раздел. Очень эмоционально рассказал несколько биографий, в том числе Курчатова и Ермольевой. Смысл сводился к тому, что настоящих злых гениев немного. Ученые проводят исследования. Это уже человечество само хоть из комариного писка сделает оружие массового поражения, а ты просто звезды изучала и холерные вибрионы без задней мысли.
Сюжет «Колыбели» прост и ясен. Но дает благодатную почву для поиска глубинного смысла. Ученый по имени Феликс изобрел лед-9, кристаллы которого превращают воду в такую же модификацию. Не тот лед-9, который сейчас известен[1], а такой, который мгновенно кристаллизует воду. Лизни его – и станешь заледенелым трупом мгновенно. Если бросить его в речку, то понемногу вся вода Земли станет льдом-9, и наступит конец всего живого.
Все думают, что Феликс не закончил свои разработки, кроме троих его детей. Они пришли к отцу под Новый Год и нашли его мертвым. На кухне они обнаружили лед-9. Собака, пришедшая с детьми, лизнув какую-то дрянь с пола, тоже стала ледышкой.
Анжела, дочка ученого – гигантского роста. У нее неудачный брак с подлецом, но она твердит, что счастлива. Ее хобби – игра на кларнете, которое ее и погубит. Младший сын ученого – Ньютон – карлик. Он и объясняет название романа. В отличие от сестры и старшего брата он не смотрит на отца, как на милягу и романтика, который интересуется только наукой. Ньют испытывает первобытный ужас перед ним. Папаша в детстве крутит перед ним узоры веревочкой на пальцах – эта игра и называется «кошачья колыбель» - но он не видит ни кошки, ни колыбели. Сплошной хтонический кошмар.
Средний сын – Фрэнк – попадает в бывшую колониальную страну, нищую и унылую, никому не нужную, и разводит там целый кордебалет, став премьер-министром, чтобы жить было интереснее.
Дети Феликса взяли себе немного льда-9 на всякий случай и никому ничего не рассказали. В их руках – страшное оружие. В стране Сен-Лоренцо до того, как туда попал Фрэнк, очутились мужик, который всю жизни искал себя, и один дезертир. Устроили единство и борьбу противоположностей на отдельно взятом острове, придумав игру в веру и предубеждения, в которую включили всех обитателей Лоренцо. Мужик, который искал себя, придумал легенду, что он – пророк Боконон. Он в джунглях откровения писал (в конце концов, ни одно писание не пришло по факсу с неба), а дезертир сделался тираном.
Они распускали слухи, что тех, кто следует религии Боконона казнят на кольях, всячески преследуют, но в реальности никто таким не занимался, конечно. Эта парочка придумала пьесу, дарила людям счастье быть в оппозиции без жертв – боконистами стали все островитяне. Но они заигрались. Дезертир начал пытать на крюках в самом деле, а Боконон поверил, что ему открыты откровения свыше. Потом дезертир умер, на его место пришел другой тиран, при котором средний сын ученого Фрэнк стал премьер-министром. Этот другой тиран обнаружил у себя рак и решил не затягивать. Он лизнул лед-9 Фрэнка. А на тот момент уже все дети ученого были на острове. Они поняли, как именно погиб другой тиран. И решили обработать помещение и труп, как сделали в свое время после смерти отца, чтобы лед-9 не просочился наружу и не погубил все живое. Но случилось неожиданное. И дальше надо читать. В общем, не первый мой штурм книги. Я даже уже листала вперед и знаю, чем дело кончится.
Это была присказка, сказка будет впереди.
[1] На текущий момент существует 16 модификаций льда, а во времена Воннегута знали только восемь.