Найти тему

Немного о гоночных мотоциклах Союза

М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В 1943 году главный конструктор Ирбитского мотозавода (ИМЗ) Александр Федоров и известный мотогонщик Игорь Окунев взялись проектировать спортивную модификацию уже известного Вам по предыдущим рассказам мотоцикла М-72. Новый аппарат получил такое же незатейливое название — М-75.

М-72 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-72 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Этот мотоцикл представлял собой фактически тот же М-72 в верхнеклапанном варианте. Чугунные цилиндры той же конструкции, что и у М-72 — с креплением к картеру нижним фланцем и короткими шпильками. Клапаны располагались в головке V-образно и приводились длинными толкающими штангами от центрального кулачкового вала.

М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Сохранилась и система смазки. Словом, мотор М-75 дался конструкторам легко, равно как и экипажная часть. Однако по строгим спортивным меркам "75-е" оказались неполноценными...

М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Профессиональным спортсменам приходилось увеличивать степень сжатия мотоциклов, самим изготавливать клапаны увеличенного диаметра, подбирать карбюраторы, менять батарейное зажигание на более надежное магнето.

М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

На заводе о недостатках знали и с ними боролись. Так вскоре появилась модель М-75М (буква “М” в конце означала “модернизированный”). На усовершенствованном мотоцикле уже было зажигание от магнето, другие карбюраторы, циркуляционная система смазки с отдельным маслобаком.

М-75М
М-75М

Головки цилиндров и сами цилиндры крепились к картеру длинными сквозными анкерными шпильками. Увеличенный подъем клапанов и высокая степень сжатия продиктовали необходимость применения поршней с выпуклым, более прочным днищем, в котором сделаны углубления под клапаны.

Мощность “заточенного” мотора возросла, но целью модернизации, однако, была надежность. Только повысив ее, можно было начинать думать о дальнейшей форсировке двигателя до 45 л.с.
Мощность “заточенного” мотора возросла, но целью модернизации, однако, была надежность. Только повысив ее, можно было начинать думать о дальнейшей форсировке двигателя до 45 л.с.

В итоге Ирбитские мастеровые дали мотоциклу М-75М сцепление с усиленными пружинами, сняли стартер, смонтировали сапун в коробке передач, установили двуплечную педаль переключения передач. Увеличился диаметр передних тормозных барабанов.

Именно такие усовершенствованные машины использовались в гонках “одиночек” в классе до 750 куб. см и в соревнованиях мотоциклов с колясками.
Именно такие усовершенствованные машины использовались в гонках “одиночек” в классе до 750 куб. см и в соревнованиях мотоциклов с колясками.

А вот интересный факт о гонках начала 50-х годов — в то время не запрещалось использовать спиртовые топлива (этиловый спирт давал прирост мощности на 10-13%). Конкретно в М-75М мощность увеличивалась до 50 л.с., а на метаноле — до 55 л.с.

М-75М и М-77
М-75М и М-77

Правда, при этом колоссально возрастал расход: на бензине он составлял 12-18 л на 100 км, а на метаноле — 25 л. Именно поэтому во время гонки приходилось делать как минимум одну остановку для дозаправки.

Интересное в "Мотомире"

• Самые маленькие мотоциклы Второй мировой войны!

• Великолепный мото-художник — Ян Катер

• Итальянский пожарный трицикл!

Дорогие друзья,

Подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей!

Мы ждем Вас в нашем музее!