Огромная детская площадка – лестницы, переходы, горки и веревки. Дети от 4 лет и старше. Я сижу рядом с невысокой, очень узкой лесенкой, сделанной из бревна, на котором вырублены ступеньки. Разойтись на этой лесенке нельзя – пройти по ней может только один ребенок.
День сухой и солнечный, народу на площадке невообразимое количество. Примерно каждые пять минут я наблюдаю «встречу на узком мосту». Двое детей сталкиваются на этом бревне, оценивают обстановку и сразу понимают, что разойтись не получится – одному придется вернуться назад.
Дети ведут себя по-разному:
1. Ребенок молчит, смотрит прямо в глаза своему визави, нахмурив брови, и всем своим видом показывает, что он ни сантиметра бревна не уступит. В большинстве случаев этим детям действительно уступают.
2. Ребенок также молча начинает пятиться назад, уходит от взгляда «соперника» и беззвучно уступает ему путь.
3. Ребенок улыбается своему конкуренту, оглядывается, чтобы оценить, чей «путь назад» будет короче и выносит свой вердикт:
«Пропусти меня, пожалуйста», - говорит он, если соперник явно ближе к своему «берегу». Его пропускают! Даже те молчаливые и нахмуренные, которые еще минуту назад не были готовы уступить ни пяди уже пройденного ими расстояния.
«Проходи, пожалуйста!» - приглашает ребенок, если видит, что вернуться назад ему явно проще. Он не проигрывает и не сдается. Для его конкурента он выглядит не как уступивший, но как совершивший широкий жест.
Дети, которые выбирают третий сценарий, обладают более высоким уровнем социального интеллекта )))
На соседней площадке малыши вместе с мамами копаются в песочнице и катаются на качелях:
"Миша, уступи девочке" - это будущие "уступатели".
"Это его совочек и он имеет право его забрать" - это будущие "хмурые брови".
Процент мам, которые обсуждают с ребенком ситуацию и варианты развития событий, крайне мал, как и детей на горке, выбирающих третий сценарий.
Социальное взаимодействие внутри семьи тоже становится скорее редкостью, нежели правилом, а ведь семья это та самая учебно-тренировочная группа по развитию навыков социальных коммуникаций.