Найти в Дзене

Готовите руку к письму? Играйте в бадминтон и лопайте мыльные пузыри!

Как научить ребенка писать – всем известно. В подготовительной группе надо купить прописи для дошкольников. И писать. Если в 1-2 классе проблемы с почерком продолжаются – надо купить еще прописей, потом еще немного прописей и тренажер для письма. И писать. 1 страницу или 30 минут в день. И будет счастье. И почерк.

Не будет.

Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется – ничего не получится. В лучшем случае Вы закрепите неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берет на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный уже навык на правильный сам по себе не поменяется.

Во-вторых, прописи учат не письму, а… списыванию! Срисовыванию. Ребенка можно замучать прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк, но, как только основная задача письма сменится с прописей на диктанты, конспекты, сочинения (когда надо писать со слуха или записывать собственные мысли) – этот красивый почерк «уедет», потому что он – ещё не навык письма.

В-третьих, если бы много прописей помогали, лучший почерк был бы у врачей. А он у них сильно так себе после миллиона написанных ими страниц.

Как правильно?

Для того, чтобы записать какую-то фразу, например, со слуха, ребенку надо:
- различить звуки произнесенной фразы
- вспомнить образ буквы
- написать её в тетрадь
- повторить N раз и записать строчку целиком
- в процессе думать о правилах или смысле текста

1. Звукоразличение

За этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом как правило сопутствуют детям, имеющим логопедические проблемы. Именно поэтому столько внимания уделяется звукопроизношению в дошкольном возрасте и специалисты всегда говорят, что их необходимо решать до начала обучения ребенка чтению(вот это не всегда обязательно) и письму(а вот это весьма желательно).

В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребенку надо найти ошибку. Пример взят из пособия А.Х. Бубновой «Развитие речи»:

• К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).
• У дедушки на груди педаль (медаль)
• Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
• На асфальт упала лень (тень)
• Из трубы идет дом (дым)
• В океане живет кит (кот)
• Спит на заборе кит (кот)
• Дедушка с пасеки принес лед (мед)
• Над чайником шар (пар)
• Любит кушать шубу соль (моль)
• Моряки зашли в торт (порт)
• У слона вместо носа робот (хобот)
• Наступил новый пень (день)
• В лесу течет печка (речка)
• Жучка доедает будку (булку)
• Орехи в дупло несет булка (белка)
• Папа в трамвае взял жилет (билет)
• На пальме растут бараны (бананы)

Другая игра – вы договариваетесь с ребенком, что он должен хлопать, когда услышит звук «л»(«р», «м», «п» и т.д.) Мама произносит слова, а ребенок хлопает в нужный момент.

В обе игры можно играть в любое время, в очереди, в машине и где угодно.

Внимание! Если игра вызывает у Вашего ребенка затруднения – обязательно обратитесь к логопеду.

2. Образ буквы.

За этот и следующие этапы отвечает ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, включающее в себя несколько самых главных функций, созревание которых необходимо для успешного письма.

2.1. Зрительно-пространственное восприятие и узнавание.
Для малыша это игры про узнавание предмета по контуру, геометрическое лото, поиск изображений среди наложенных друг на друга и так далее.

В нашем случае лучше иметь дело с образами и изображениями букв. Повесьте в квартире доску для рисования мелом или маркером и договоритесь с ребенком о «шифре»:

Буква «А» - мамочка, дай, пожалуйста, попить
Буква «Б» - завтрак готов, садись, пожалуйста

И так далее. Можно брать 5-7 букв и раз в неделю менять шифр.
Спустя время усложняем задание (кажется, папа разгадал наш шифр): рисуем только половину буквы(по горизонтали или по вертикали), пишем букву пунктиром, пишем отдельный элемент буквы.

2.2. Зрительная память.

Почему-то в нашей образовательной традиции главный способ развития памяти – это изучение стихов наизусть. Учить стихи и говорить, что это «развивает память», все равно что делать упражнение на правую ягодичную мышцу и называть это фитнессом. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная.

Можно играть в «мемори», а можно каждый вечер просить ребенка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной, а утром ответить на вопрос «что изменилось?». Это сложнее, но и важнее, чем игра в мемори, потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное.

3. Запись буквы

3.1 Зрительно-моторная координация.

Я знаю пароль! Я вижу ориентир! Но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребенок целится ручкой в строчку, но не попадает - ошибка происходит на одном из этапов передачи информации глаз-мозг-рука.

Лучшую игру для развития этой функции дети придумали сами. Лопать мыльные пузыри. Задача, кстати, не из простых. Амплитуда движения руки большая, пузырь все время перемещается, еще попробуй попади.
Отличная вещь – все виды тенниса, когда надо попасть по мячику ракеткой. Необязательно играть, можно «набивать» воланчик или шарик самостоятельно. Очень полезно, потому что развивает еще и саму руку и плечевой корпус(поговорим в следующем пункте).

Отличная игра «съедобное-несъедобное» с мячом. Потому что к собственно тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (помните про последний этап – смысл написанного, грамматика и т.д.?). Старая детская игра «съедобное-несъедобное» фактически повторяет сложный исследовательский дизайн, сильно позже названный учеными «go-no go» и до сих пор много используемый в научных исследованиях.

Усложняйте! Имена девочек – ловим, мальчиков – нет. Названия стран и имена городов. Живое-неживое.

Уменьшайте мячик. В итоге вы должны играть теннисным шариком.
Купите лазерную указку и носите ее с собой. Когда в очереди или в машине выдается минутка – берем указку и обводим вывески на зданиях или кабинетах поликлиники. Сначала можно обводить вывеску по контуру, позже – каждую букву.

3.2 Моторные навыки

Слитное письмо – навык крайне нефизиологичный. В масштабе эволюции время, которое человек использует письмо, так ничтожно малО, что наши руки под него подстроиться не успели. И устают. Не только руки, но и весь плечевой корпус.

Что поможет? Снова бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание, акробатика.

Что делать дома? Договоритесь с ребенком, что в ванну вечером вы ходите только в позе «тачка». Руки на полу, за ноги держит мама – всего одна минута, но каждый день.

Или привяжите к двери ванной веревку, к концу веревки палочку, и ребенок, чтобы до ванной дойти, должен накрутить всю веревку на палку, как на веретено. Отличная тренировка лучезапястного сустава. Снова замечательное упражнение всего за одну минуту.

Что, и совсем не писать? Нет, почему же, писать. Но давайте договоримся, что прописей будет ровно столько, сколько требует школьная программа и ни строчкой больше. А писать будем под диктовку и «от себя».

- Договоритесь с ребенком каждый вечер писать друг другу записку из одного предложения, а утром ими обмениваться
- Сообщите, что заявки на завтрак и ужин принимаются теперь только в письменном виде. Хочешь блины – так и напиши.
- Попросите ребенка помогать Вам с покупками. Вы диктуете список необходимого – он пишет, а в магазине вычеркивает уже положенное в корзину.

Увеличивать объем письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык еще «не созрел» приведут к автоматизации переписывания и кривого навыка.

Что еще важно? Ребенок может уже все знать и уметь, но для того, чтобы это показать ему не хватает произвольного внимания.

Если проблема возникает при записи длинных сложных слов типа «шишки» - может быть не сформирована сукцессивная функция.