Как известно, продолжается показ последнего сезона самого популярного на планете сериала «Игра престолов». Его фанатов могут заинтересовать сериалы, которые не только похожи на экранизацию романов Джорджа Мартина, но и те, которые легли в его основу.
Проклятые короли (Les Rois Maudits, 2005)
Этот 5-серийный французский мини-сериал единственный не американский из сериалов, из которых вышла «Games of Thrones». Собственно, в большей степени не из самого сериала, а из романов того, кто писал книги, экранизированные каналами France 2 и France 2 Cinéma - Мориса Дрюона, популярного среди отечественных читателей во времена СССР.
Именно у Дрюона Джордж Мартин позаимствовал средневековье XIV столетия как антураж времени и канву героев. В «Проклятых королях» есть французский король-отец, Филипп IV «Красивый», чье слово - как камень. Его дочь, Филиппа, английская королева, замужем за королем Англии Эдуардом III, который давно не обращает внимания на жену, имея любовниц и любовников. А сама Филиппа имеет сантименты к своему кузену Роберу (привет Ланнистерам).
Рим (Rome, 2005-2007)
Это едва ли не прямой предок «Игры престолов»: его породил тот же канал НВО; он так же свободно пользуется приемами шока и обольщения, показывая фронтальное обнаженное женское тело и моменты натуралистического насилия и убийств; и он так же - первым имел бюджет в 100 миллионов долларов. Правда на два сезона (они же и последние). Из «Рима» в «Игру» перекочевали такие теперь известные режиссеры, как Тимоти Ван Паттен, Алан Тейлор, Джереми Подесва и теперь абсолютная телесериальная звезда Алик Сахаров.
И пусть сценаристы в «Игре» другие, стилистика речи та же - напористый ритм, резкость в высказываниях и полная свободы лексическая палитра. Драматические ситуации серьезные, а конфликты жесткие. Несмотря на историчность сериала, «Рим» чрезвычайно схож с фэнтезийной историей Семи королевств.
Тюдоры (The Tudors, 2007-2010)
Четыре сезона этого сериала были идеально вписаны в линейку другого телеканала, ShowTime, который на волне телевизионной революции 2000-х годов выпустил эпохальные «Косяки», «Декстера» и «Блудливую Калифорнию». «Тюдоры» - это практически точная копия «Игры» с той лишь разницей, что обыгрывали реалии шокирующей истории английского короля первой половины XVI столетия Генриха VIII, истории полной смертей и убийств, сексуальных извращений и паранойи, противостояния с церковью и с другими странами.
Генриха сыграл Джонатан Рис-Майерс, чья актерское мастерство и отталкивающая внешность идеально воплотили грешную натуру и проклятую душу короля-тирана. А роль одной из его жен, Анны Болейн, получила Натали Дормер, которая через 5 лет появилась во 2 сезоне «Игры престолов» в образе Маргери Тирелл и стала женой еще одного уродливого короля, Джоффри Баратеона, бастарда короля Роберта, рожденного от инцеста его жены и ее брата. Конечно, «Тюдоры» раскованно относятся к истории, и если не переписывают ее, то, по крайней мере, слишком легкомысленно ее трактуют. Поэтому и рядом со своим формальным протеже сериал выглядит как брат-близнец.
Спартак (Spartacus, 2010-2013)
Это своеобразное промежуточное звено между «Римом» и «Игрой престолов», что таким образом создало нового и достойного конкурента гигантам HBO и ShowTime - канал Starz! (Позже среди сериаломанов ему абсолютную славу сделают «Черные паруса» и «Чужестранка»). Конечно, визуальная стилистика все же повторяет фильм «300 спартанцев» 2006 года. Но с «Игрой» «Спартака» связывает четкая ориентация на натурализм в сценах боев и секса, и конечно, придворные интриги в Риме первого века до нашей эры.
Еще одна не менее важная деталь: если в первом сезоне «Игры престолов» умирает главный герой, Нед Старк, то после окончания съемок первого сезона «Спартака» на самом деле умер исполнитель заглавной роли, австралийский актер Энди Уитфилд (от неизлечимой формы рака крови). И сериал так же изменил историю, как и в «Спартаке» изменился центральный персонаж, и рассказ уже продолжился о всех остальных.
Викинги (Vikings, 2013-…)
Первый сериал, произошедший от «Игры престолов». Не в смысле спин-офф, а в смысле стилистического копирования. И притом, что опять-таки, как и в случае с «Римом» и «Тюдорами», речь идет об истории, вычитанной из книг, «Викинги» интерпретируют эту историю, как хотят (вероятно, потому, что шоураннером и главным сценаристом сериала выступает идейный создатель «Тюдоров» Майкл Херст, который из «Тюдоров» привел Риса Майерса в 4-й сезоне «Викингов»).
История Рагнара, его восхождения, падения и возвращения, его жен и детей, и постоянное противостояние с другими племенами и англосаксами в VIII веке нашей эры - это целая вселенная, со своей философией, племенными обычаями и постоянной вереницей смертей. Хотя в этом случае Танатос существует практически без Эроса - сексуальные сцены если и есть, то совсем не натуралистичные. Что добавляет «Викингам» большей серьезности и определенной тягучести. Именно поэтому аудитория «Игры престолов», как это ни странно, лишь частично пересекается с аудиторией «Викингов», делая этот сериал вполне самодостаточным.
Принц драконов (The Dragon Prince, 2018-…)
Если бы существовала школа для сериаломанов, то выпускные классы в ней отводили бы «Игре престолов», а в 1-2 классе изучали бы «Принца драконов». Это анимационное шоу от Netflix имеет одновременно двух родителей - анимационного «Аватара» с Аанга и Корой и абсолютной популярностью в 2000-х годах, и, собственно, «Игру». От первого, как от мамы, ему в наследство достался рисунок, доброта и ориентация на детей и подростков, от второго, как от папы - фэнтезийный мир с картами местности (5 королевств), мечами и легендами, огромными волками и драконами, дворцами и династическими ссорами.
Конечно, на линии «папы» Netflix больше настаивает - все же у «Игры престолов» большая фанбаза, - но не может себе позволить эротического контекста, и конечно, никакой крови или секса здесь нет, разве что намеки на поцелуи парня, единственного наследника своего отчима-короля, и надежда на воссоздание царства, где бы снова жили в мире люди, драконы и эльфы. Рекомендуется для детей, и большего понимания влияния на настоящее того мира, который начал Джордж Мартин еще в 1991 году.
Наследники (Succession, 2018-…)
Это не фэнтези и не исторический сериал, и драконов с побоищами на мечах здесь нет. Это драма. Но такая же жесткая и даже жестокая, как и в «Игре престолов». Здесь идет такая же борьба за трон, только на этот раз трон корпорации, а не королевства. Пока глава семейства и глава корпорации, Логан Рой, лежит в коме после инсульта, идет грызня между его многочисленной родней за контроль власти. И уже когда все ясно и хорошо – «король» возвращается в мир живых, и он не намерен отдать своего.
Более этого, начинается чуть ли не война между ним и всеми, кто против него. И создатели так прописывают эту войну, что понимаешь - все это семейство хуже любых монстров, что есть в мире. По сути, они такие же уроды, как и некоторые герои фэнтезийного мира «Игры», и положительных персонажей среди них, современных людей Нью-Йорка, нет, практически так же, как и в сериале о псевдосредневековье. Фактически «Наследники» повторяют «Игру», только вместо визуального насилия здесь вербальный цинизм, который ранит своим содержанием не слабее холодного оружия. Этот сериал для тех, кто ценит в «Игре престолов» именно драматургию, и хочет наконец идти дальше.
Существует и немало дурных примеров, не стоящих потраченного на их просмотр времени, подражания культовой «Игре», которые делают ставку не качество собственного проекта, а на шумиху вокруг экранизации Мартина. Яркий пример, недавняя новинка «Аванпост», создатели которого гордо называли свое детище «убийцей Игры престолов», а на деле получилось шапито с ряженными.
Но о таких сериалах мы напишем в своих следующих статьях, так что подписывайтесь на канал и рассказывайте в комментариях какие вы сериалы посоветовали бы любителям «Игры престолов».