Воспоминания Аллы Сергеевны Демидовой по-прежнему обращают на себя повышенное внимание и вызывают интерес, несмотря на то, что очередная книга – десятая. А жизнь героини – одна. И прожитое ею время – одно, хотя и долгое, слава Богу. И круг современников, с которыми свела судьба, тоже один. Но вот чудо: содержание каждой книги – разное, при всей неизбежности отдельных повторений, которые не только не вызывают досады (ах, мы это уже читали, в тех же словах!), но даже радуют. Так в семьях, где младшие с уважением относятся к старшим, вновь и вновь в рассказах готовы слышать уже знакомые подробности о жизни, отодвинутой в прошлое. Тем самым утверждаясь в достоверности и красоте давно состоявшихся событий, исторических и личных, и в собственном праве участвовать в их последствиях. Жить не только суетой и заботой о решении текущих маленьких проблем, но и чувствовать себя частью величавой культурной общности, бесценного духовного достояния. Притом, что истину «из какого сора растут стихи» никто не отменял…
Судите сами, судите по цитатам, дарящим удивительное тепло искренности, удвоенное чувством сопричастности, даже присвоения – наверное, вследствие любви.
«Когда я не могу заснуть, я стараюсь уйти в свое детство. Я вижу пыльную летнюю улицу Нижнего Сельца, где жила бабушка, крыльцо, куда в щель мы с двоюродной сестрой бросали, как в почтовый ящик, свои записки (они, наверное, до сих пор там лежат), гусей перед домом, которые щиплют свою «гусиную травку». Из ворот тетя Нюра выгоняет нашу корову Победку. Телушка родилась в День Победы, поэтому так и назвали…»
«Я вспомнила, как очень давно мне неожиданно позвонила Фаина Георгиевна Раневская, с которой я не была знакома. Причем я тогда не удивилась – сейчас считаю это странным для себя, но тогда по молодости казалось вполне естественным, что старая актриса звонит молодой. Времена были другие, и сегодня я не стала бы звонить другой незнакомой актрисе, даже если бы она мне очень понравилась. А тогда: «Вчера я посмотрела «Любовь Яровую», в этой пьесе я тоже когда-то играла. Вы меня потрясли. Так точно сыграть, такой акварелью…»
«На Икше за двадцать лет, которые мы там живем, на моих глазах подрастает уже третье поколение детей. Когда сын Инны Чуриковой и Глеба Панфилова Ванечка был маленьким, он однажды потерял мячик. …Мы с Инной долго и безуспешно его ищем. Идущий в огород Иннокентий Михайлович Смоктуновский присоединяется к поискам, находит и радуется, как Ванечка. Возможно, даже чуть-чуть больше: внешнее выражение более яркое. Актер. Может быть, во время поисков вошел в образ и стал «абсолютным ребенком» – большим, чем обычный ребенок. И в своих ролях, мне кажется, чем дальше от себя – тем он был убедительнее и конкретнее. Но знал ли он сам себя? Какая интуиция вела его по гениальным ролям Мышкина, Иудушки, царя Федора?.. Везде спокойная детскость. Нет этого надрывного современного открытого нерва».
«Я оценила партнерство Высоцкого в полной мере, когда стала играть без него. Он был неповторимым актером, особенно в последние годы. Он абсолютно владел залом, он был хозяином сцены. Не только из-за его неслыханной популярности. Он обладал энергией, которая, как луч прожектора, била в зал. Оказалось, что он сам знает у себя это состояние, давно об этом думает, знает ряд приемов, чтобы его усиливать, а порой это поле натяжения с залом видит почти физически и заметил, что оно рвется от аплодисментов… «Когда зритель попадает в это поле, с ним можно делать что угодно», - говорил он».
«ХХ век дал нам возможность проникнуть в глубинные тайны Природы и Вселенной, но почему, чем дальше идут эти открытия, тем сильнее восстает мистика? Поняв что-то, мы опять стоим над бездной непостижимости. Я стараюсь «плыть по течению», ибо давно поняла, что планировать жизнь бессмысленно – любой сбой вызывает кризис…
Я пишу эти избитые истины, чтобы подхлестнуть себя к действию, а то все чаще и чаще словами Бродского: «Я не то что схожу с ума, но устал за лето. За рубашкой в комод полезешь, и день потерян…»
Возможно, потерян день. Обретена жизнь. Чужая и далекая. Близкая и своя.
Демидова А.С. Омут памяти. – Москва: АСТ, 2019. – 384 с., ил. – (Зеркало памяти)
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.