Спустя почти два года после всенародного схода в степях Ногая, в селе Терекли-Мектеб, в 2017 году, потомки номадов решили в очередной раз собраться и с размахом отметить Сабантой, но на этот раз в Кунбатаре – селе в Ногайском районе Дагестана.
«Сабан» – это плуг, а «той» – праздник. Сабантой – праздник начала посевных работ. Праздник начала работ… Надо же. Интересными людьми были предки.
Кстати, о предках. Вопреки расхожему мнению, ногайцы – не чисто кочевой, а полукочевой народ.
Караногайцы начали переходить на оседлый образ жизни в начале XX века. И не только на севере, но и в центральном Дагестане находились их кочевые аулы. Например, поселок Сулак под Махачкалой возник на месте нескольких кочевий.
Специалист по фольклору Тагир Акманбетов подчеркивает, что у праздника языческие корни. Его проводили перед посевом специально, чтобы задобрить духа земли Ер иеси («Хозяина земли» в ногайской мифологии). И начинали с церемонии вскапывания первой борозды. Доверяли это самому уважаемому и пожилому жителю общины. За ним проходила и бросала семена самая многодетная женщина. Она символизировала собой плодородие.
Иса Капаев рассказывает, что раньше во время празднования ставили на возвышении ханский шатер, где располагались уважаемые жители аула. И водружали знамена: красное, зеленое, синее и желтое. Красный цвет символизирует огонь. Желтый – солнце. Зеленый – траву, корм для скота. А синий – небо, которому поклонялись все кочевники Великой степи. Сегодня ногайцы в массе своей забыли об этой смысловой нагрузке, осталась только сама форма.
Кунбатарцы постарались провести праздник в этноформате. Собрали три юрты с музейными уголками (если эту часть юрты можно назвать углом, юрта ведь круглая), навес, где люди могли подкрепиться, перегородки для парковок и для зрителей.
В юртах были поставлены «тоьре» (почетное место для аксакалов, пожилых женщин, гостей), другие предметы быта и интерьера, старинные украшения. Не забыли ковер из специального сорта камыша – «шыпта». Его стелют, как правило, под войлочный ковер («кийгиз»). Это очень редкая вещь, многие ногайцы забыли о ней. Выставили и оригинальную старинную ногайскую домбру. По словам специалиста по традиционной материальной культуре ногайцев Рамиля Ишмухамбетова, от казахской она отличается грушевидной формой.
Из игр больше всего мне запомнилась борьба на поясах. Уровень брутальности и тестостерона зашкаливал как у борцов, так и у зрителей. Ощущение, что не между борцами идет схватка, а между аулами. Помню момент – один из атлетов схватил плотно соперника, и в этот момент раздается свисток, один из зрителей не выдерживает и кричит: «Таслай койта оны!» («Добей бросок по-братски»). И, на радость зрителям, он повалил соперника.
На скачках так же, нервы у жокеев на пределе, порой по несколько раз рестарты объявлялись. Тут уже весь Северный Кавказ собрался: Дагестан, Чечня, Ставропольский край. И не только ногайцы.
В качестве угощения «подавали» заваренные в казанах бульоны с мясом и фирменное ногайское блюдо «курали» – ягненка, запеченного в земляной яме.
А на десерт лично у меня были бабушки. Они меня окружили и потребовали: «Снимай нас! Мы будем исполнять старинные ногайские песни». Любой фольклорист был бы счастлив от такой возможности. Обычно собирание фольклора – это долгий и кропотливый труд. А тут они все здесь, вместе, сами изъявили желание поделиться с людьми старинными мотивами. Где-то час я их снимал, пообещав, что выложу съемки в Интернете как общенациональное достояние.
Кунбатар – это своеобразная конфедерация уже давно вымерших аулов. В начале XX века на этом месте располагалось более двух десятков небольших поселений, с приходом советской власти всех их объединили в один аул.
Ныне здесь проживают чуть больше 1,5 тысяч жителей. Большая часть молодежи – «на северах» и в Москве. Но аул живет и развивается. В прошлом году построили новую джума-мечеть, а старую переоборудовали в спортзал, оградили парковую зону возле нее и собираются сажать деревья. Периодически для борьбы с саранчой местные жители и фермеры-соседи скидываются для самостоятельной борьбы с вредителями.
Местные ребята традиционно «с большой теплотой и уважением» относятся к «столичной» молодежи из Терекли-Мектеба. Название аула с ногайского переводится как «запад», и мы школьниками между собой называли его «Диким Западом».
Кунбатар же и в этом плане отличался – если к их селу подъезжали орды, «в поле» выходили все: женщины, дети, старики – и издалека поддерживали своих.
Знакомый работал в Кунбатаре на строительстве школы. Он рассказывал, что когда они после работы шли на танцы, местные встречали их уже возле порога и тут же устраивали разборки на кулаках – очень ревностно следили, чтобы к их девчонкам ни один чужак не лез.
Курали – редкое блюдо ногайской кухни, его готовили даже не на каждый праздник. Для приготовления используется ягненок или козленок. В метровой яме разводят огонь, а когда она накаляется, на угли кладут тушу и накрывают тыльной стороной шкуры. Раньше мясо не мариновали, специй, соли и прочих приправ не добавляли – в условиях кочевой жизни такое могли себе позволить богатые люди. …1,5-2 часа – и кушать подано!
Эмир Отевалиев. Фото – автора
Читайте также:
Кто поедет в Карагас? Там арбузы, невесты и коровы-наркоманы
Полоса отчуждения. Почему молчат ногайские невестки