Найти тему
Epistola non erubescit

Прощание Дианы с Аполлоном

Брюллов К.П. (1799-1852)  "Затмение. Прощание Дианы с Аполлоном" 1851г.
Брюллов К.П. (1799-1852) "Затмение. Прощание Дианы с Аполлоном" 1851г.

Меня глубоко потрясла картина К.П. Брюллова "Затмение. Прощание Дианы с Аполлоном", потому как на ней солнечное затмение рассматривается с совершенно античной точки зрения. Тут изображается радостная встреча близнецов Аполлона и Дианы. На сайте Новосибирского государственного музея мне удалось найти полное описание данной картины:

Сюжетом для эскиза «Затмение солнца. Прощание Дианы с Аполлоном» послужило подлинное событие, имевшее место 16 июля 1851 года. Оно так увлекло художника, что он создал ряд эскизов маслом и несколько десятков набросков композиции.
Солнечный Аполлон
Солнечный Аполлон
Аллегорическое изображение астрономического явления в образах божеств античной мифологии было задумано и предназначено художником для росписей Пулковской обсерватории в Петербурге. В позднеримской античной традиции Аполлон интерпретировался как бог солнца, а его сестра Диана олицетворялась как луна.
Лунная Диана
Лунная Диана
В письме к редактору «Отечественных записок» от 31 июля 1852 года художественный критик В.В. Стасов писал о «Затмении солнца» К.П. Брюллова: «Эскиз – аллегорическое представление прошлогоднего солнечного затмения. Аполлон - солнце, весь светлый, как ослепительное солнце, с пурпурным коротким плащом на плечах, стоящий посреди светового круга, как в сиянии, скачет на золотой колеснице своей в лазоревом небе. В этом небе перескочила ему дорогу, поверх его колесницы, бледно-томная сестра его Диана – луна, которой темную колесницу увлекает в быстром полете пара темных оленей. Здесь, на лету встретившись с братом, сестра обняла его за шею и целует, и перелетающее через солнце тело ее, минутно наклонившееся к губам светлого брата, застилает на мгновение блистающий свет его. Огненные лошади колесницы хотя не остановились и все-таки скачут летящими молниями, но шеи и головы их наклонились наравне с ногами, точно под какой-то налегшей на них тяжестью, глаза их яростно смотрят из-под этой тяжести.… Эскиз незакончен: множество черт мелом осталось на нем, показывающих, что Брюллов хотел переделать….»
Аполлон и Диана
Аполлон и Диана
Исследователь творчества К.П. Брюллова Э.Н. Ацаркина в монографии о художнике, останавливая свое внимание на этой работе, пишет: «…В «Затмении солнца» - иносказательная форма утверждения победы тьмы над светом, смерти над жизнью».
Джованни Баттиста Тьеполо "Аполлон и Диана" 1757
Джованни Баттиста Тьеполо "Аполлон и Диана" 1757
Мы же отметим и энергичную стремительную динамику в построении композиции, и преобладающие в цветовом решении нашего полотна торжественные, жизнеутверждающие тона багряно-красных, пурпурно-розовых, сверкающих палевых, явно побеждающих холодные синие - хотя Карл Брюллов и работал над этим сюжетом незадолго до своей кончины.

Другое полотно с изображением лунной богини, на этот раз Селены:

Брюллов К.П." Диана, Эндимион и сатир"  1840-е гг.
Брюллов К.П." Диана, Эндимион и сатир" 1840-е гг.

Незаконченная картина хранится в Новосибирском государственном художественном музеи.