Говорят, ЗА что-то любить нельзя, любят просто так.
Но объяснить свою большую приязнь к главной дороге Алтая я все-таки попробую. Возможно, вы уже много читали про Чуйский тракт, здесь будет всего лишь мое частное мнение, не претендующее на открытие неизвестных фактов. Но честное.
Итак, причина первая
Я сама живу на Чуйском тракте - там, где заканчивается город Бийск и где эта дорога называется улица В. Шишкова.
Мне очень жаль, что сейчас ВСЮ трассу М-52 называют именем, которое когда-то имел только отрезок от Бийска до Ташанты. Теперь это еще плюс 350 км от Новосибирска. Но мне с этим ничего не поделать, придется мириться. Тем более что самые частые машины в Горном Алтае - с номерами 54-го региона. Их, по-моему, даже больше, чем 04-х и 22-х.
Причина вторая
Это самая красивая дорога России.
Не кидайте в меня тапками, жители других регионов. Так считает National Geographic, включивший эту единственную российскую дорогу в топ-10 самых красивых дорог мира. И трасса на самом деле уникальная.
Начинается она как равнинная и вполне обычная - в районе Новосибирска и Барнаула. Сосновые леса и поля-поля-поля. Два больших моста - через Обь в Барнауле и через Бию в Бийске. Потом, уже за Сростками, появляются справа и слева первые холмы, а за Долиной Свободы даже первый бом. Но реальные горы - уже за границей Республики Алтай.
Потом дорога проходит через два перевала, большое количество бомов (когда дорога одним боком вплотную прижимается к скале, а вторым идет по обрывистому берегу реки).
Горы постепенно повышаются. Трасса пересекает много рек, меняется рельеф и растительность.
В Курайской степи горы резко расступаются, и во всей красе предстают белые вершины Северо-Чуйского хребта.
И так степь - до самой границы с Монголией.
Это уже совсем другие горы, не такие, как в устье Семы или даже в Онгудае. Можете назвать хоть еще одну дорогу с таким разнообразием?
Причина третья
Чуйский тракт проходит по долинам нескольких рек. Но дольше всего вдоль Чуи и Катуни, а эти реки одни из самых красивых на Алтае. Вы видели их осенью или зимой, когда вода в них бирюзовая и даже изумрудная? Да еще расцвеченная желтыми и оранжевыми деревьями по берегам? Реки и дорога - это как единое целое, неразрывное, живое.
Причина четвертая
По количеству человеческой энергии и воли, вложенной в ее создание, Чуйский тракт тоже особенный.
Наверное, любой грандиозный город или сооружение построены ценой большого числа человеческих жизней. Как, например, Петербург, котором каждый сантиметр которого отвоевывали у болот и десятки раз перестраивали тысячи и десятки тысяч простых русских крестьян.
Чуйский тракт много раз прокладывали, ремонтировали, строили заново, переносили. По опасным горным тропам шли караванщики, купцы, погонщики. Срывались в пропасть, пробивали тропу, взрывали скалы, укладывали ограждения и трассу.
И только потом, уже в советское время сюда пришли дорожные строители и… заключенные. Именно их силами был построен современный Чуйский тракт. Сколько людей здесь погибло? Точную цифру никто не может назвать. Это цена за то, что сегодня весь Чуйский тракт, от Новосибирска до Ташанты можно проехать за один день. Я предлагаю не забывать об этом, когда вы едете по этой дороге.
И наконец, пятая причина
На самом деле, их гораздо больше, но не хочу утомлять вас в одном тексте.
Чтобы доехать до большинства достопримечательностей Горного Алтая, вам придется часть пути или весь путь проехать по Чуйскому тракту. Это главная дорожная артерия. А я бы сказала, это нить, на которую как жемчужины, нанизаны десятки интересных мест. Собираясь в поездку на Алтай, вы вряд ли его минуете.