На многих средневековых миниатюрах и иллюстрациях, посвящённым великой эпидемии чумы, часто можно увидеть весьма странные фигуры. Облачены они в длинные, до пола чёрные плащи, в шляпы или капюшоны. Но самое поразительное – это их птичья голова, с длинным клювом, что придаёт им определённое сходство с древнеегипетским богом Тотом. Кто эти существа, являющиеся неизменными персонажами картин Босха и Брейгеля, посвящённых «чёрному мору»?
Чёрный мор
Пандемия чумы обрушилась на человечество внезапно, и за 20 лет преодолела пространство от Китая до Европы. Ни Европа, ни Азия, не оказались готовы к отражению этой ужасной напасти: небывалый мор, словно серп невидимого апокалиптического жнеца, на протяжении двух десятилетий пожинал ужасный урожай из человеческих жизней. Ни официальная медицина той поры, ни религиозные богослужения, ни народные суеверия не могли избавить людей от напасти, не делающих различия между бедными и богатыми, между простолюдинами и аристократами.
Самое ужасное было то, что смерть от чумы наступала в считанные часы. Ни один человек, даже будучи с утра абсолютно здоровым, не мог с уверенностью сказать, увидит ли он сегодня закат. Состояние медицины в те времена, когда в Европе свирепствовала чума, было просто в ужасным. Впрочем, это касалось не только медицины, но и любых наук вообще: чересчур талантливый учёный мог быть в любую минуту обвинён в колдовстве и предстать перед инквизицией.
Но даже самые видные врачеватели средневековья ничего не могли противопоставить безжалостному врагу в виде микроскопических бактерий, разносимых грызунами и блохами. «Отец» французской медицины де Шолиак называл чуму унизительным для врачей заболеванием, поскольку они были абсолютно беспомощны перед ней. Более того, ужас пред чёрной смертью овладевал душами врачей не менее, чем душами прочих жителей зачумлённых городов. Венецианский доктор ди Винарио писал: «Я ничуть не виню врачей, отказывающихся принимать больных чумой. Ибо кто же захочет неминуемо последовать за своим пациентом?».
Врачеватели чумы
Изначально мор воспринимался средневековым населением в качестве кары Господней за некие прегрешения. Остановить продвижение заразы предполагалось покаянием и молитвами, однако этот метод не возымел действия: праведные монахи умирали от неизлечимого поветрия ничуть не реже мирских грешников. Однако, власти не могли сквозь пальцы смотреть на бессилие религии перед чёрной смертью. Как ни странно, инициатива создания особого корпуса врачей исходила от самого Папы Климента-VI.
Вернёмся на секунду к картинам, иллюстрирующим ужасы чумы. Стенающие и мечущиеся в безумии люди, скелеты с косами в руках, и те самые чёрные фигуры с птичьими носами. В отличие от «скелетированных всадников», без разбора косящих беззащитных средневековых европейцев, существа с птичьими головами вовсе не некие аллегорические изображения демонов, вышедших из глубин ада карать грешников. Это абсолютно реальные персонажи – те самые чумные доктора, призванные Папой Климентом, а потом и прочими европейскими монархами для борьбы с эпидемией.
Прежде всего, разберёмся с их птичьими головами, что это такое? Причудливая униформа, некий корпоративный дресс-код? Отнюдь. Маска в виде птичьей головы служила чисто практическим целям, для защиты от заражения чумой. Шилась она из плотной кожи, а в прорези для глаз вставлялись стёкла, герметично посаженные на клей.
Но для чего же был необходим длинный и толстый клюв, венчающий маску? Дело в том, что медицина 14 века видела основной причиной распространения эпидемии некие миазмы, передающиеся по воздуху с запахом. Стоящий на улицах городов смрад от непогребённых трупов, по мнению научных «светил» и был прямой причиной заражения. Для профилактики рекомендовалось перебивать миазмы разлагающихся трупов другими сильными запахами.
Для этого использовали всевозможные ароматизаторы, от душистых трав, лука и чеснока, до… фекалий из отхожих мест и скотского навоза. Это объяснялось просто: чем сильнее и стойче запах, пусть даже не совсем приятный, тем труднее через него пробиться чумным миазмам. Лишь бы быть живу, тут уж не до высокого эстетизма. Так вот, эти самые клювы масок чумных врачей служили вместилищем для сильнопахнущих веществ. Конечно, носы масок докторов забивались не навозом, а более благородными материалами. Прежде всего, ароматизированными травами, либо материей, пропитанной ладаном.
Той же цели защиты тела врачевателя от заразных миазмов служили и длинные, до земли, плащи. Насколько спасал такой противочумной костюм средневековых врачей, судить сложно. Оригинальную амуницию их дополняли длинные трости, служившие для осмотра больных, дабы не прикасаться к заражённым людям руками. Впрочем, оказать реальную помощь больному чумные доктора не могли. Всё лечение сводилось, в лучшем случае, к прижиганию бубонов, либо к их вырезанию, отворению жил (кровопусканию), и сажанием лягушек на кожу для «балансировки жизненных соков».
Но часто чумные доктора исполняли чисто полицейские функции: выявляли заболевших и своевременно доставляли их в лазареты. Устанавливали санитарные кордоны вокруг зачумлённых городов и сёл, не разрешая жителям покидать их во избежание дальнейшего распространения эпидемии. Кстати, первые лазареты появился именно в те страшные дни, и не имели ничего общего с современными лечебными стационарами. В 14 веке туда свозили больных чумой и ещё здоровых, но заподозренных в заболевании, попросту дожидаться смерти.
Однако, эти жёсткие, а порой жестокие меры принесли в конце концов свой эффект. Спустя пять лет, свирепствовавшая в Европе эпидемия отступила, правда собрав за это время небывалый урожай. От 1/3 до ½ населения Европы стали жертвой «чёрного мора».