Приемы использования гуаши
Для того чтобы получить желаемый результат при рисовании гуашью и не расстраиваться рекомендую соблюдать простые правила:
- Не смешивать краску внутри баночки
Есть такое понятие «палитра», это какая-либо основа, на которой смешивают краски. В роли палитры могут выступать покупная пластиковая палитра, кусок белого картона, белая тарелка, крышечки от сметаны, как я показала в прошлой статье. Палитры удобны не только для смешивания, но и для разведения гуаши до жидкого аквареле-подобного состояния.
Особенно бережно надо обращаться с белой гуашью, т.к. попадание даже совсем небольшого количества другого цвета в банку с белой гуашью навсегда испортит краску. Она приобретает оттенок и её можно использовать только для добавления в сходные с испачкавшим её цвета для их осветления, придания «пастельности».
- Плотно закрывать баночки с краской.
Гуашь легко высыхает не только в рисунке, но и в емкости, где храниться. Если гуашь засохла, то смотрите приемы её «реанимации» ниже.
- Перед применением размешать краску.
В нормальном состоянии гуашь по консистенции должна быть похожа на масляные краски, т.е. сметанообразна. Если надо, до более жидкого состояния доводят взятую часть на палитре.
- Не смешивать разные цвета в жидком состоянии на рисунке.
На рисунке работать лучше или чистыми цветами, или смешанными на палитре, или перекрытием уже высохшего слоя, иначе велика вероятность получения «грязи».
- Рисовать от темного к светлому.
Гуашь не прозрачна и новый мазок хорошо перекрывает предыдущий, поэтому писать нужно от темных тонов к светлым, а не наоборот. То есть, нужно начинать с более темных тонов краски, а световые блики и темные цветовые акценты расставлять в конце работы. (В акварели – в основном действуем наоборот.)
- Осторожно – черный!
Нельзя добавлять для изображения тени черный цвет – получится грязь. Для теней лучше брать цвет из противоположного сектора цветового круга от цвета предмета. Этот цвет добавляют в необходимом количестве в основной тон. Чаще всего для изображения тени берут синий, зеленый или фиолетовый.
Так же нельзя использовать черный для получения более темного тона того же цвета по той же причине - грязь получите.
- Высохнув, гуашь бледнеет.
Влажная гуашь более яркая, когда она высыхает, то бледнеет благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в итоге.
«Реанимация» гуаши
В моих «закромах» есть коробка гуаши ещё 1972 года приобретения, её состав частично поменялся, но гуашь того времени до сих пор хороша. Как это получилось?
Во-первых, я периодически проверяю все баночки своей гуаши и чуть доливаю кипяченой (а ещё лучше дистиллированной) воды и вымешиваю.
Во-вторых, если гуашь в баночке все же засохла или попала ко мне засохшей, я доливаю теплой кипяченой воды так, чтобы она покрывала чуть-чуть краску и даю постоять так несколько суток. Потом стараюсь размешать краску палочкой до однородности.
В качестве палочек я использую деревянные шпажки для шашлыка. (Я их часто использую для разных целей, поэтому у меня всегда они есть в запасе.)
Если с первого раза не удается добиться однородности, а вода вся впиталась, то доливаю ещё чуть-чуть, опять даю постоять около суток и вновь размешиваю.
Если за три таких подхода не удалось реанимировать гуашь, то её остается только выкинуть (но у меня такого не случалось).
В-третьих. Когда я готовила эту статью, то поинтересовалась, а как эту проблему решают другие и нашла способ с водяной баней. Сразу говорю - я так не пробовала.
Суть метода в следующем:
- Баночку или несколько баночек с засохшей гуашью помещают в емкость с водой, а эту емкость на водяную баню
- В баночку с засохшей гуашью доливают кипятка и греют на очень маленьком огне до «распускания» гуаши (т.е. чтобы вода проникла в гуашь и она опять стала как сметана по консистенции). Время нагрева на водяной бане зависит от степени засыхания краски. Для сильно засохшей до «состояния стука» краски может потребоваться даже больше часа.
- «Распустившуюся» гуашь вынимают из емкости на водяной бане и вымешивают до однородности.
Интернет-источник утверждал, что этим способом удалось реанимировать гуашь, которая просто долгим вымачиванием не восстановилась.
Мои замечания по способу с водяной баней
Меня в этом способе смущают два момента:
- Как поведут себя в кипятке пластиковые баночки, в которых хранится гуашь? По логике они должны покоробиться и сжаться.
- В составе гуаши связующим служит гуммиарабик или декстрин (вещество, получаемое в результате нагрева крахмала) или подобное им вещество. Не потеряет ли это вещество органической природы свои свойства в результате нагрева? Белки, например, при нагреве выше 40 градусов сворачиваются.
Каким способом восстанавливать свою гуашь зависит только от вас.
Поделитесь здесь своим опытом, пожалуйста. Может быть у вас есть ещё какой-то способ?
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк - вам не сложно, а мне приятно ;)).