Найти тему
Ретроспектива PRO

Призвание художника: Александр Бенуа.

Из истории искусства живописи

Представители династии Бенуа оставили в русском искусстве яркий след, однако более всех прославился Александр Николаевич – живописец, график, художник-оформитель театральных постановок, глубокий знаток русской и мировой культуры.

А.Н.Бенуа  (1870 - 1960 гг.)- русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
А.Н.Бенуа (1870 - 1960 гг.)- русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Диапазон его творческих интересов был многогранен, помимо живописи он занимался режиссурой, публицистикой, музейным делом, писал либретто к балетам. По словам М. Горького, Александр Бенуа стал создателем целого течения, возродившего и поднявшего на новую ступень русское искусство.

Семья, детство и годы учебы

Александр Бенуа частенько шутил, называя себя «продуктом художественной семьи». Появился он на свет в 1870 году в совершенно необычном семействе. Все вокруг занимались разными видами творчества. Отец Николай Бенуа и брат Леонтий были известными архитекторами, другой брат Альберт – художником и талантливым музыкантом.

Александр Бенуа в 5 лет. Париж, 1875 г.
Александр Бенуа в 5 лет. Париж, 1875 г.

Мать будущего живописца принадлежала к итальянскому роду, ее дед Катерино Кавос состоял капельмейстером русской и итальянской оперных трупп, написал немало балетов, опер, симфонических произведений. Отец Альберто Кавос освоил профессию архитектора и много строил в Петербурге и Москве.

В своих воспоминаниях Александр Бенуа поведал, что отец занимал его рисованием почти с пеленок. От матери мальчик унаследовал трепетную любовь к театру. Обожал играть с бумажными фигурками, изображающими актеров, и итальянскими куклами-марионетками, которые получил в подарок от бабушки из Венеции.

Шура Бенуа. Фотография 1883 года
Шура Бенуа. Фотография 1883 года

В 1885 году родители отдали Александра в частную гимназию К.А. Мая. В ее стенах он обрел друзей, которые остались верными спутниками большей части его жизни и, повзрослев, составили ядро общества «Мир искусства». Помимо гимназических занятий юноша посещал Академию художеств, но так и не закончил курса.

Александр Николаевич БЕНУА выпускник гимназии К.А Мая 1890 г.
Александр Николаевич БЕНУА выпускник гимназии К.А Мая 1890 г.

В 1890 году Бенуа поступил в университет на юридический факультет, однако его неудержимо влекло к искусству. Позже, вспоминая о студенческих годах, Бенуа упоминал, что именно тогда в университете твердо убедился в своем призвании художника. Его учителем живописи стал старший брат Альберт, к тому времени получивший звание художника-архитектора. Он великолепно владел техникой акварели и младшему брату было чему у него поучиться. Много работая над рисунком, Александр оттачивал мастерство, и в 1893 году впервые принял участие в художественной выставке «Общества акварелистов».

Параллельно молодой художник изучал историю искусств. К этому его подтолкнула случайно попавшая в руки книга Рихарда Мутера «История живописи».

Книга Рихарда Мутера "История живописи" в 3-х томах. Изд.1914 года.
Книга Рихарда Мутера "История живописи" в 3-х томах. Изд.1914 года.

В ней не было главы, посвященной русской живописи, Бенуа написал автору письмо, не слишком надеясь получить ответ. Но он его получил и был потрясен. Мутер в своем послании сообщал, что абсолютно не знаком с русским живописным искусством и предложил Александру восполнить этот пробел и самому создать недостающий раздел. Кропотливая и упорная работа Бенуа, как начинающего искусствоведа увенчалась успехом, рукопись была готова к сроку и в следующем издании книги появилась глава о русском искусстве.

Общество «Мир искусства» и театральная живопись

Созданию группы художников «Мир искусства» предшествовал кружок «Невские пиквикианцы», возникший в 1887 году, когда А. Бенуа, К. Сомов, В. Нувель, Д. Философов учились в гимназии. Целью кружка было изучение истории изобразительного искусства и музыки. Позже к ним примкнули Л. Бакст, М. Добужинский, Е. Лансере, а в середине 1890-х объединение возглавил С. Дягилев.

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916–1920 годы. Гос.Русский музей
Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916–1920 годы. Гос.Русский музей

Впервые серьезно заявили о себе мирискусники в конце 1897 года, когда в залах музея барона А. Штиглица открылась выставка живописи. В ней участвовали не только представители объединения, к ним присоединились В. Серов, И. Левитан, А. Остроумова-Лебедева и другие художники новой формации.

Фотопортрет в группе художников «Мир искусства». 1914 год. Присутствующие: 1. М. В. Добужинский. 2. А. Ф. Гауш. 3. О. Е. Браз. 4. Н. К. Рерих. 5. И. Я. Библибин. 6. Б. М. Кустодиев. 7. В. В. Кузнецов. 8. П. В. Кузнецов. 9. Е. Е. Лансере. 10. Н. Е. Лансере. 12. Н. Д. Милиоти. 13. А. П. Остроумова-Лебедева. 14. К. С. Петров-Водкин. 15. А. И. Таманов. 16. Кн. А. К. Шервашидзе. 17. С. П. Яремич. 18. М. И. Рабинович».
Российская государственная библиотека
Фотопортрет в группе художников «Мир искусства». 1914 год. Присутствующие: 1. М. В. Добужинский. 2. А. Ф. Гауш. 3. О. Е. Браз. 4. Н. К. Рерих. 5. И. Я. Библибин. 6. Б. М. Кустодиев. 7. В. В. Кузнецов. 8. П. В. Кузнецов. 9. Е. Е. Лансере. 10. Н. Е. Лансере. 12. Н. Д. Милиоти. 13. А. П. Остроумова-Лебедева. 14. К. С. Петров-Водкин. 15. А. И. Таманов. 16. Кн. А. К. Шервашидзе. 17. С. П. Яремич. 18. М. И. Рабинович». Российская государственная библиотека

Живописцы были индивидуальны в своих творческих исканиях, но по словам Бенуа, художников объединяла «ненависть ко всему затхлому, остановившемуся, омертвелому». Лозунгом нового течения было «чистое и свободное искусство». Появилось и печатное издание «Мир искусства», первый номер журнала вышел в 1898 году. Бенуа активно участвовал в его создании, публикуя свои статьи, оформляя обложки, заставки. Завоевав авторитет знатока искусства, Бенуа получил приглашение редактировать новый журнал «Художественные сокровища» Общества поощрения художников.

Мир искусства. Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал / под ред. С.П. Дягилева, А. Бенуа. В 12 т.  СПб.: : Издание М.К. Тенишевой и С.И. Мамонтова; Тип. Эдуарда Гоппе, 1902.
Мир искусства. Ежемесячный иллюстрированный художественный журнал / под ред. С.П. Дягилева, А. Бенуа. В 12 т. СПб.: : Издание М.К. Тенишевой и С.И. Мамонтова; Тип. Эдуарда Гоппе, 1902.

Логичным продолжением журнальной деятельности стало оформление книг. Бенуа принадлежат иллюстрации к «Медному всаднику» Пушкина, а в 1904 году художник закончил работу над азбукой. Каждой букве он посвятил веселый остроумный рисунок, сочетающий реальность со сказкой.

«За ним повсюду Всадник медный с тяжёлым топотом скакал…» Иллюстрация А.Н.Бенуа (1903 год) к поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина.
«За ним повсюду Всадник медный с тяжёлым топотом скакал…» Иллюстрация А.Н.Бенуа (1903 год) к поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина.
Страница из "Азбуки", иллюстрированной А.Н Бенуа
Страница из "Азбуки", иллюстрированной А.Н Бенуа

Всемирную славу Бенуа завоевал в ипостаси театрального художника. Театр он любил беззаветно и горячо, был предан драме, обожал балет и оперу. Дебютной работой по сценическому оформлению спектакля стала одноактная опера А. Танеева «Месть амура», которая шла в 1900 году в Эрмитажном театре. Следующая постановка – художественное оформление оперы Р. Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре. «Это был в полном смысле экзамен, который я с честью выдержал» – писал позже художник. Спектакль прошел с невероятным успехом.

Бенуа принадлежит замысел создания балета «Павильон Армиды», художник заинтересовал своей идеей композитора Н. Черепнина, самолично написал либретто и взялся за сценографию.

«Эскиз декорации «Сады Армиды» к балету Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды»» 1907
Акварель, тушь, карандаш, гуашь. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских
Лондон
«Эскиз декорации «Сады Армиды» к балету Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды»» 1907 Акварель, тушь, карандаш, гуашь. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских Лондон

Хореографическую часть поручили молодому и одаренному М. Фокину. Специально для В. Нижинского по просьбе хореографа Александр Николаевич придумал и ввел в балет еще одного персонажа – главного раба Армиды. «Балет шел под сплошные аплодисменты, многие номера были бисированы», – вспоминал о премьере художник. После спектакля С. Дягилев восторженно воскликнул, что балет непременно необходимо вести за границу.

Анна Павлова в роли Армиды и Вацлав Нижинский в роли раба в балете "Павильон Армиды". Петербург. 1907 г.
Анна Павлова в роли Армиды и Вацлав Нижинский в роли раба в балете "Павильон Армиды". Петербург. 1907 г.

В 1909 году именно с «Павильона Артемиды» и начались дягилевские балетные сезоны в Париже. До 1913 года Александр Бенуа тесно сотрудничал с Дягилевым и Стравинским, являясь художественным руководителем Русского балета.

Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г.).

Эскиз декораций к балету "Петрушка"
Эскиз декораций к балету "Петрушка"

Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Вскоре после этого зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913 г.) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Любовь к пейзажной живописи

В искусстве живописи главный жанр художника – пейзаж, выполненный акварелью, и исторические циклы. Бенуа обожал Петербург, в художнике, как он сам признавался, жил «культ Петербурга».

Вид здания Сената в Петербурге
Вид здания Сената в Петербурге

«Открывая» город в течение многих лет, он его рисовал его «в сочетании с собственными настроениями и переживаниями, в зависимости от радостей и огорчений своего сердца». Город стал одной из основных тем его живописи.

В Русский цикл работ вошли городские пейзажи уголков Петербурга, его каналов, площадей, дворцов.

Императорские конюшни в Петергофе
Императорские конюшни в Петергофе

В изображении пригорода: Петергофа, Ораниенбаума, Павловска авторское внимание приковано к красоте природы, архитектуры, в них нет историко-жанровых сцен.

Крепость Бип в Павловске, Санкт-Петербург, 1902 г. Бумага, акварель, карандаш.
Крепость Бип в Павловске, Санкт-Петербург, 1902 г. Бумага, акварель, карандаш.

Часть работ художника посвящена исторической тематике. По заказу издателя И. Кнебеля Александр Бенуа создал цикл произведений, где проиллюстрированы сцены русской истории. Наиболее известное полотно, вошедшее в эту серию – «Парад при Павле I».

А.Н. Бенуа. Парад при Павле I (1907)
А.Н. Бенуа. Парад при Павле I (1907)

Немало этюдов Александр Бенуа посвятил Версалю, который он называл «исполинским храмом под открытым небом». Художника вдохновляла изысканность рукотворного парка. Живописец неоднократно обращался к версальским красотам и персоне французского короля. Создание цикла «Последние прогулки Людовика XIV» относится к 1896-1898.

А.Н.Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897 г.
А.Н.Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897 г.

Над второй «Версальской серией» художник работал в 1905- 1906 годах. В нее вошли пейзажно-архитектурные мотивы, «фантазии» на историко-жанровую тему.

А.Н. Бенуа. Свадебная прогулка. 1906.
А.Н. Бенуа. Свадебная прогулка. 1906.
Александр Бенуа в своем кабинете. Фото до 1914 года.
Александр Бенуа в своем кабинете. Фото до 1914 года.

Музейная деятельность

В 1917 году через несколько недель после революционных событий представители советской власти обратились к Александру Бенуа с просьбой принять участие в разработке «плана действий по ограждению художественных сокровищ» от вандализма и разграбления, в первую очередь Эрмитажа и Зимнего дворца.

Зимний дворец после штурма в октябре 1917 года.
Зимний дворец после штурма в октябре 1917 года.

Александр Бенуа возглавил самый крупный отдел Эрмитажа – картинную галерею, отбирал полотна из дворцов и национализированных коллекций для экспозиции. Он числился государственным служащим, его труды оплачивались пайками. Бенуа прикладывал немалые усилия, чтобы музей вновь открылся для посещения. А за стенами музея царили голод, холод. К этой реальной действительности добавилось чувство страха. В 1921 году арестовали его братьев Михаила и Леонтия с сыном и дочерями.

Правда, Бенуа имел возможность работать за границей. Как художник-оформитель он уезжал в командировки и сотрудничал с театром «Гранд Опера», труппой Сергея Дягилева.

  Эскиз декорации к пантомиме-мелодраме П. Валери и А. Онеггера "Амфион"   Гранд-опера, Париж. Труппа И. Рубинштейн. 1931
Эскиз декорации к пантомиме-мелодраме П. Валери и А. Онеггера "Амфион" Гранд-опера, Париж. Труппа И. Рубинштейн. 1931

В 1925 году впервые пробовал силы, как художник кино, выполняя эскизы к исторической ленте Абеля Ганса «Наполеон».

Эмиграция

В 1926 году Александр Бенуа навсегда покинул Россию и обосновался с семьей во Франции. Он успешно продолжал трудиться над театральной сценографией в Парижской опере, в 30-е годы сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн. После Второй мировой войны художника пригласили участвовать в возрождении «Ла Скала». За период с 1946 по 1956 год Бенуа оформил в миланском театре более двух десятков популярных опер, создавая декорации, эскизы костюмов, предметов бутафории.

А.Н.Бенуа в октябре 1946 года
А.Н.Бенуа в октябре 1946 года

Главным трудом последних лет художника стали мемуары, в которых автор увлекательно рассказал о детстве, родителях, любимом Петербурге и «романе жизни» с Атей Кинд – женой живописца, который продлился с 16-ти лет до конца жизни.

Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, не дожив до своего 90-летия несколько недель.

-24