Чёрный мор, чёрная смерть – эта ужасная болезнь, сегодня более известна под общим названием «чума». Под общим названием, потому как имеется несколько разновидностей этого страшного, и, до недавнего времени, неизлечимого недуга. Человеческая история зафиксировала несколько крупных пандемий чумы, и множество локальных эпидемий, которые регулярно вспыхивают, в разных частях мира, и по сей день. Самым страшным нашествием «чёрного мора» был отмечен 14 век, когда из-за чумы вымерло, по разным оценкам, от трети до половины населения Европы и Азии.
Когда пришла чёрная смерть…
14 век был полон потрясений для перенаселённой Европы. Наступившее многолетнее похолодание, известное сегодня как «малый ледниковый период», привело к регулярным неурожаям и жестокому голоду. Положение простых европейцев усугубляли многочисленные вооружённые конфликты между властителями всех рангов – начиная от мелких князей и графов, и заканчивая королями и императорами. Самым крупным и затяжным конфликтом этого времени явилась столетняя война, разгоревшаяся между Англией и Францией в 1337 году.
А в 1347 году ко всем этим напастям добавился великий мор, от которого не было спасения никому, ни богатым, ни бедным, ни грешникам, ни праведникам. Чума, словно адский всадник апокалипсиса, невидимой косой прошлась по земле, от тихоокеанских берегов Китая до атлантического побережья Европы. Причин молниеносного распространения болезни и огромный размах эпидемии объясняется большой скученностью средневекового городского населения, полной антисанитарией и низким уровнем развития медицины.
Описание страшной эпидемии можно встретить у многих современников, поневоле ставших свидетелями преддверия конца света. Боккаччо в «Декамероне» описывает блистательную Флоренцию во время чумы. «От болезни не помогали ни врачи, ни лекарства. На кладбищах не хватало освящённой земли, и приходилось рыть глубокие ямы, куда опускали трупы сотнями. Сколько мужчин, женщин и детей, утром ещё абсолютно здоровых, завтракали в кругу семьи, а вечером уже оказывались на том свете».
Пути распространения
В мире существует несколько природных, эндемичных, очагов распространения чумы. Бактерии, вызывающие это заболевание, так называемая чумная палочка, находится в этих местах в дремлющем состоянии. Но при любом благоприятном случае, болезнь стремиться выйти за пределы очерченного природой круга.
Азия
Подобное, трагическое стечение обстоятельств сложилось около 1320 года в южной Монголии, где находится один из эндемичных чумных очагов. Толчком, запустившим маховик пандемии, стала засуха, случившаяся в это время в монгольских степях. Оставшиеся без пищи грызуны, в поисках пропитания, стали проникать в жилища людей, принося на своей шерсти блох – разносчиков этой ужасной болезни.
Из Монголии чума проникает в Китай и распространяется с монгольскими воинами по всему старому свету. Также немаловажную роль в распространении чумной палочки сыграли купцы, перевозившие свои товары по знаменитому Шёлковому пути. Первый серьёзный удар чёрная смерть нанесла по Поднебесной. Как пишет хронист, 1331 году в китайской провинции Хэбэй менее чем за год вымерло 9/10 всего населения. Не пощадила чума и семейство сиятельного императора, унеся обоих сыновей Туг-Тэмура, а потом забрав и его самого.
В 1340 году эпидемия пришла в Среднюю Азию, в то время находившуюся под властью монгольских ханов. Мор опустошил столицу Золотой Орды горой Сарай-Бату, распространился по северному Кавказу, и в 1346 г. достиг Крыма. Отсюда, с генуэзскими купцами мор пришёл в Европу. Именно генуэзцев европейские средневековые летописцы винили в распространении страшнейшей эпидемии, какую ещё не видел Старый свет.
Европа
Генуэзская республика, главный торговый конкурент Венеции, имела в Крыму свою колонию Кафу (современная Феодосия). В 1346 году крымскотатарский хан Джанибек осадил богатую итальянскую колонию, но в его войске внезапно начался невиданный мор, косивший могучих воинов десятками и сотнями. В отчаянии Джанибек приказал забрасывать тела умерших бойцов катапультами за крепостные стены Кафы, где в итоге мгновенно вспыхнула эпидемия. Взять город татарам так и не довелось – поредевшее и ослабшее войско не могло штурмовать мощные крепостные укрепления, а генуэзские корабли регулярно подвозили в город-порт подкрепления и продовольствие.
Эти корабли, на обратном пути стали источником распространения чёрного мора, распространяя неизлечимую болезнь по всем встречным портам: Константинополь, Сицилия, Греция, Италия, Балканы. Сохранились многочисленные свидетельства относительно того ужаса и растерянности, в котором пребывало население Европы.
Мессина: «В город пришло 12 генуэзских галер из Крыма, принёсших с собой смертельный бич…Трупы умерших лежали в своих домах целыми семьями, и никто, ни родственники, ни священники не решались туда войти. Дома стояли незапертыми, вместе со всеми драгоценностями и вещами, которые никто не решался брать».
Катания: «Жители Катании, прослышавшие о беде, постигшей соседнюю Мессину, отказывались принимать беженцев оттуда. Тем не менее, это не спасло их: вскоре Катания вымерла».
Генуя: «Жители метрополии, заранее прослышавшие о страшной эпидемии, отказались пускать в порт свои собственные корабли, идущие из Крыма. Галеры были отогнаны от берега с помощью горящих стрел». Этим генуэзцы отсрочили страшную смерть лишь на пару месяцев.
Марсель: «Город оказал гостеприимный приём изгнанным от родных берегов 20 генуэзским галерам. Итогом такого необдуманного гостеприимства стало распространение моровой смерти». Зачумлённая флотилия была вновь изгнана из порта, и окончательно исчезла где-то на просторах Средиземного моря. Возможно, генуэзские галеры не один год скитались по просторам моря с мёртвыми экипажами на борту, пока их не поглотила пучина.
Из Италии и Франции чума начала победное шествие по всей Европе, достигнув даже приполярных районов Норвегии и Исландии. Не миновала она и Россию – как вспоминает летописец, в Смоленске из всего населения в живых осталось только несколько человек. Они закрыли ворота и ушли насовсем из города, полного смрада и непогребённых трупов. Общее число жертв пандемии 14 века в 60 миллионов человек, из которых на Европу приходится порядка 15 миллионов, или треть первоначального населения.
Более всего пострадало городское население: так, Лондон потерял 90% жителей, Венеция – 70%, Генуя и Неаполь – по 50%. В каждом регионе или области чёрная смерть бушевала порядка года, забирая всех, кого могла забрать. Затем болезнь бесследно исчезала, как будто её и не было, оставляя после себя лишь пустые дома.