Найти тему
Записки о Корее

Зарождение корейского кинематографа. Часть I

В настоящее время корейские сериалы (дорамы) и фильмы известны далеко за пределами Кореи. Однако немногие знают, как зародился корейский кинематограф и через какие этапы развития ему предстояло пройти, чтобы стать тем, что покорит сердца миллионов людей по всему миру. Именно поэтому хотелось бы рассказать о возникновении кино в Корее и предложить к просмотру классику корейского кинематографа 1950-х годов.

Стоит начать наш экскурс в историю корейского кино с первого киносеанса, который прошел в Корее в 1897, когда американская компания “Восточный дом” показала “подвижную картину” братьев Люмьер “Прибытие поезда” при помощи газовой лампы в китайском чайном домике на Намдэмуне. К тому времени данная лента уже была продемонстрирована в Париже, Индии и Китае, как совершенно новое достижение прогресса. Термин “подвижная картина” был выбран неслучайно, так как в то время привычного нам слова “кино/фильм” (영화) еще не существовало, вместо него использовался широко термин Хвальдонсачжин “활동사진” (活動寫眞) — дословно “движущиеся картинки”, а кинотеатр соответственно назывался Хвальдонсачжин гвалламсо “활동사진관람소”.

                        Один из первых кинотеатров Кореи на Дондэмуне
Один из первых кинотеатров Кореи на Дондэмуне

Помимо фильмов о западе, демонстрирующихся в Корее, начали появляться фильмы собственно о Корее. Первым стал американский профессор Бертон Холмз из Чикаго, который привез кинокамеру в Корею с целью снять документальные видеосюжеты о повседневной жизни в Чосон. Его творчество было отмечено королевским двором, где в дальнейшем и был продемонстрирован отснятый материал. К слову, данного персонажа мы уже вскользь упоминали в статье о первых автомобилях в Чосон, так как этот самый Бертон Холмз стал виновником самого первого ДТП в истории Кореи.

                   Бертон Холмз (1870 — 1958) в Корее
Бертон Холмз (1870 — 1958) в Корее
                      Бертон Холмз (1870 — 1958)
Бертон Холмз (1870 — 1958)

Немного о маркетинге: с давних пор курение глубоко вошло в жизнь корейцев, а к 19 веку стало абсолютно повсеместным явлением. Используя данную культурную особенность, западные предприниматели и держатели кино-передвижек стали стали использовать кинематограф в качестве инструмента для продвижения табачной продукции. К примеру, те, кто хотел посмотреть новый киносеанс, должны были предъявить определенное количество выкуренных пачек сигарет на входе. Чуть позднее, уже во времена колониального правления Японии в Корее, подобным способом пользовались японские производители зубной пасты — хочешь посмотреть сеанс, тогда будь добр предъявить энное количество пустых тюбиков зубной пасты. Подобный ход использовали и американцы Боствик и Коллбран, когда создали Сеульскую Электрическую Компанию для строительства первой трамвайной линии, заручившись поддержкой Бертона Холмза и короля Коджона. Принцип привлечения пассажиров был весьма схож с предыдущими: для того, чтобы попасть на сеанс необходимо было предъявить трамвайный билет. Для корейцев того времени кино, а уж тем более трамваи были абсолютным новшеством, поэтому многие относились к “электрическим пвовозкам” весьма скептически, особенно учитывая несколько неприятных эпизодов с ними связанных, о которых можете прочитать здесь.

Рекламное объявление бренда зубной пасты «Lion», предлагающее бесплатно посетить киносеанс после предоставления пустого тюбика зубной пасты, 1913
Рекламное объявление бренда зубной пасты «Lion», предлагающее бесплатно посетить киносеанс после предоставления пустого тюбика зубной пасты, 1913

По мере того, как судьба Чосон все более становилась зависимой от империалистических держав, в первую очередь от Японии, национально освободительные сантименты все чаще стали проявляться в искусстве: литературе, театре и кино.

Несмотря на это, кинорынок Кореи почти на 100 процентов принадлежал японцам. К 1909 году всего в Сеуле работало более 10 кинопередвижек, не включая кинотеатры Дансонгса (открыт в 1907 году и известен тем, что во время колониального правления был единственным кинотеатром, показывавшим картины исключительно корейского производства), а также Кодан Ёнигван, Чханганса, и Ёнхунса. Репертуар кинотеатров по большей части состоял из западных и японских картин.

-5
                                                               Кинотеатр Дансонгса
Кинотеатр Дансонгса

Директором кинотеатра Дансонгса был кореец Пак Сынпхиль (1875 — 1932), который в дальнейшем стал первым кинопродюсером корейских фильмов. Поскольку японские предприниматели имели значительное финансовое преимущество над корейцами, корейцам приходилось дипломатично лавировать между конкурентами по бизнесу с одной стороны и государственной цензурой с другой. Пак Сынпхиль как раз пример того, кто смог внести вклад в развитие корейского кинематографа и сколотить капитал даже в условиях оккупации. Японцы, заинтересованные в развитии нового рынка, прекрасно понимали, что для успеха проката необходимо снимать корейцев для корейцев и о Корее, в то же время привлекая местных корейцев в качестве членов съемочных групп. Именно так первые корейские кинематографисты и осваивали азы работы со сложной аппаратурой, а актеры учились оттачивать свое мастерство на корейском языке. Многие из них затем отправятся в Японию работать на японских киностудиях лишь за тем, чтобы вернуться и приложить приобретенные навыки в развитие собственного корейского кино.

Пак Сынпхиль (1875 — 1932)
Пак Сынпхиль (1875 — 1932)

В 1919 году Пак Сынпхиль профинансировал постановку кинодрамы “Справедливая месть” 의리적 구토, вобравшей в себя элементы театра и кино. Что примечательно, японская кино цензура пропустила фильм с подобным названием, несмотря на то, что он вышел в прокат почти сразу после Первомартовских выступлений. Режиссером стал знаменитый Ким Донсан, который привлек в качестве актеров и съемочной группы свою труппу из “Театра Новой Драмы” (개화기 신파 활극). В создании фильма преимущественно принимали участие корейцы, однако, кинооператором стал Хирогава — сотрудник японской киностудии “Тэнкас” в Корее, несмотря на это, фильм считается первым корейским национальным кинопродуктом, а дата премьеры “Справедливой Борьбы” 27 октября 1919 года является днем рождения национального кино в Республике Корея.

Рекламное объявление кинодрамы «Справедливая борьба», данное Пак Сынпхилем в газету Мэиль Синбо
Рекламное объявление кинодрамы «Справедливая борьба», данное Пак Сынпхилем в газету Мэиль Синбо

Сюжет данного фильма довольно прост, но злободневен, а технические особенности сделали его еще и совершенно новаторским. Главный герой — молодой человек по имени Ильран вступает в конфликт с мачехой, которая прибрала к своим рукам состояние отца Ильрана. Возмущенный главный герой пытается разоблачить коварную мачеху и восстановить справедливость. Подобный сюжет должно быть отлично резонировал с корейской публикой, которая могла провести параллели с несправедливостью и чувством унижения, которая принесла Япония. Помимо, удачная комбинация театральной постановки и киноэкрана, а также принципа четвертой стены, когда главный герой взаимодействует со зрителем, затем убегает за киноэкран и уже возникает на нем на фоне видов Сеула и Хангана того времени привнесла существенный вклад в успех данной постановки.

Ким Донсан (1891 — 1921)
Ким Донсан (1891 — 1921)

Особую роль в корейских кинотеатрах играли так называемые Бёнса — или таперы. Так как в самом начале кино, показываемое в Корее кино было исключительно немым, а субтитры на корейском языке использовались крайне редко, кинотеатры приглашали Бенса, чья роль заключалась в повествовании и пояснении происходящих на экране событий. Бенса обычно находился позади экрана, откуда и вел повествование. Значимость данной профессии периода немого кино невозможно недооценить, так как от личной харизмы, манеры повествования и эмоциональности целиком зависел успех проката той или иной картины. Самым знаменитым Бенса был актер театра Вонгакса — У Чонсик, имя которого на афише новой киноленты почти стопроцентно гарантировало полный аншлаг и высокие кассовые сборы. Японские кино-предприниматели прекрасно понимали роль Бенса, а потому активно привлекали корейских их к сотрудничеству.

У Чонсик
У Чонсик

Чтобы оценить рост важнейшего из искусств в Корее стоит лишь взглянуть на статистику: к 1935 году порядка 39 кинотеатров были открыты по всей Корее, которые привлекли 8,800,000 посетителей, что почти в четыре раза больше показателя 1927 года — 2,600,000 человек.

В следующих статьях поговорим о развитии корейского кинематографа в эру звукового кино, а также о японской цензуре и послевоенном кино 1950-х. А сейчас предлагаем к просмотру фильм «Свободная женщина». На этом канале вы найдете очень много классических и ретро фильмов Кореи, а опция просмотра с субтитрами на английском или корейском намного облегчит понимание. Наслаждайтесь хорошим кино!